МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОtttКОЛЪНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У ЧРЕЖДЕНИЕ (( кочуБЕЙскилi дЕтскиЙ сАд ( чЕБурАшкА> i мр li тАрумовскиЙ рАЙоFi)) Ан РЕСПУБЛИКА 368880 РД с. Кочубей ул. Комарова, 19 ] ,:. , Принят: на ПедагогическоN,f совете МКДОУ < < Кочyбейский детский gад (Чеб_урашка} D llpoToKo.1l от << З] > "r'Ф ,,| с,н. __l_ от 08 2018г, 8г, : : '_: ,:,: Рабочая программа по экологическому воспитанию по Парциальной Программе (Юшый эколог} > Николаева ,; ,: с.н. (в рамках реализации части ООШ ДО, самими участникамш образовательного формируемой процесса) .] ' . : i. ! пояснительцая записка Современные проблеп,tы взаимоотношений человека с окру} I tаюшей средой МОГУТ бЫТЬ РеШены только при )/ словии обретения экоjI огической кyльтуры, экологического N,{ ышления, экологического сознаЕI ия, экоJI огически опраtsданных отношений с природой у руководствYются fiошколЬный возРаст В образоватеJlьные дошкоJI ьные экологическое образоваrtие личности. всех ;ttодей. Законодательная база, которой в разряд первостепенных государственных проблепл. оптималЬный этап э,го] \ ,I возрасте возводит уLI реж дения, ребенок в раз] ] итии экоJI огической культуры начинает выделять себя из окру;кающей среды, развивается эмоциональноrlенностI fое отI { ошение к формируI отся осI I овы нравственFI оэкологиLI еских окруж ающему, позиций, которые прояrзляются во взаиN,lодействиях ребенка с приро;lой, а Taкrlie в его поведеFI ия в гI рироде. Благодаря этоN{ v пояRляется возN,{ ож ЕI ость форrrлирования экоJI огических знаний ,v детей, HopN,I и правил взаиN{ оi] ействия с I I риролой, воспитаLI ия сопереж иваI { ия к ней, актI I вFI остИ В решении некоторых экологических проблепt. Под экологиLI ескиN,I образованием N,I ы llонимаеN,f непрерывлтьтй процесс обучения, воспитания и развития ребеtlка, I I аправленнътй Tra форп,rирование сис.гемы знаrI ий и ушtений, ценностных ориентаций, нравствеI t} I о* этических и эстетических отношений, обеспечиваюrцих ответственное (осознанrrоправильное) отношение к состоянию окруж аюrцей среды. N4КДОУ(< Кочубейский детский програмN,fы Настояпlая сад (( рабочая Чебурашка> разработана < I оный эколог)) C.FI . Николаевой и охI ] атывает програN,I ма на основе экоJI огиI I еское воспитание детей со второй trлладшей до подготовительной группы, т.е. 4 года воспитания и обучения. В неЙ Прослех{ ивается Програмпtа прееN,I стI ] енностъ от одной возрастной группьт к другой. направлена на воспитание эмоционаJI ьно цеFrностI tого, деятельЕI остI ] ого от} I ошеI { ия дет:ей доI хколыI ого возраста к гI рироде. Щель и задачи рабочей программы I tелЬ: формирование начал экоJI огической куJI ьтуры (правильного отношения РебеНКа к Прироле, его окру} кающей, к себе и JI юля\ ,I как части природы, к вещам и N,{ атериалам лриродного происхож дения, которыми оFI полъзуется). Зudrtчu: фОРп,rироВание у дошкольников осознанFI о правилы{ ого, гуN,I аI I FI ого отношения к природе; накопление знаний о ж ивой и rtе;кивой природе, взаимосв язи и ] ззаимодействии всех природных объектов экологии; фОрптиро] заFI ие деятельности lз у / tетей I трактических на] ] ыков и уплений в разнообразной природе, гI равильtiого поtsедения и обшения; воспитание потребности в созидании и TBoptI ecTBe; СОЗЛаНИе 1'словиЙ дJI я полноцеI I ного экоJI огического восl] итания; воспитание;I юбви к природе через прямое обшдение с ней. УСпех данной реализации програN{ N{ ы обеспечивается несколъкиN4и обязательными условияNI и: готовiiостью педагога к осчшI ест I ] леI I иI о экологического образования; ПОСТоянтrышt общеI I иеN,I детеЙ с природоЙ бlI иж аЙшеr,о окру} кения; ПостроениеN,l экологически развиI ] аI ощей среды в дошкольном учреж дении; активным yчастием родителей в I ] оспитателъно\ 4 проtI ессе. FI еrтрерывная образователъная дея] ] елыI ость ЭКОЛОГического образования. СаМОСТОЯТеJlЬНОГО ПоЛучения Осноlзное I I е яRляется основной формой содер} кание реаJI изуется в условиях ребенком информации о явлеI I иях и объектах приро/ I ы через органI ] зацию исследовательской / { еятеJI ыI ости. ГЛrtВНьtе llепlоОы: наблюдение, оI I ытЕI оэксl] ериN,I е} I таJI ьная проектирование 4 деятель} lость, Содерiкlltl lte образовrl tI иrt основнып,t содер} каниеN.,I экологического восi] r{ тания в програN,I ] VI е < I оный эколог)) является (эормирова} I ие )' детей осозI I анl] оправиJI ъFI ого отноI I I ения к природныi{ явJI ениям и окруж аюш{ иN,I объектапt. осознаннопраtsильFI ое от} { ошение детей к природе строитъся на её чувственI { оNI восllриятии, эмоционалъном отношениИ К ней, знаниИ особенностей iкизI fИ отдельныХ } I tивых сушеств, I lекоторых биоценозов' приспособитеlI ыtl,tх зависип.tостей я{ ивых оргаI ] изN,I оВ от факторов внеrпней среды, RзаиN,I освязей внутри природных сообществ. Эти знания помогают JI етя\ ,t понrI ть конкретные ситYации l] поведе} I ии } I tивотI { ых, состояний растениЙ, правицьfI о оценить их и адекватI { о ша I I их реагироtsать. осозпантtый характер отI tошения проявjtяется в .гоI ,{ , что lI ети \ { огY,г саN{ и объяснить ситуаL{ ию ИЛИ ПОНЯl] Ъ Объяснения Rзрослътх, саN,I ос,гоятеJI ьно или Rместе с взросJI ыми, выполнитЬ отдеJI ъные трудовые лействия, наI I раВJI е} I I I ые FI a сохранение и улvчшение ж изни расr,ений и } I iивот} I ых. В процессе образовательной JI еятеJI ьности I ] o экоJI огическоN,{ Y i] оспитаниI о одновременно решI а} отся задаLI и др)/ гих образоrзатеJI ьных областей, наприN{ ер, образователl,ной области (речевое раз] ] итI { е> . Знакол,lс'I Во детей с л,tиром природLI ос,Yщес,гвляеl] ся R ходе наблюлений, экскурсий, рассх4ат,ривания иллюстраций, просN,I отра видеофильмов. Все эти форпты работы способствуrот интеFI сивr.I оN{ у расширениЮ с.;I оварI Jого запаса летей, разI ] итI I I о связной речи. Рассплатривая картинки с изображ ениеN,I ж иI ] отI tых, растеI ] ий, дети учатся I lонил,lатъ воI I росы и о,гвечать на т{ их. упраж няI отся в I I остроении I I редлож ений и праI ] иJI ыI ом использоRаFI I { и граN,I NI а,гических форм. В проI lессе работы по пpoI paN,I N,I e оlцновре] \ { енI { о реLшаI оl] ся задачи образоватслъной области ((социаJI ьнокоN,{ N{ уI iикатиI з} { ое развитие)): tsоспитание N,I ораJI ьI ] ых lI rI равственных каtI ес,гв, зFI акоN,lст,] ] о с I I равиJI ами I I оведения FI а природе, привлечение детей к посиJlьноN,t)/ труду и природе и т.п. Програп,tп,tа (худо)I iествеI ] I fоэсl успешно иI ] тегриру,ется с образова,гелътrой е,гическое развитие). FI аблтолеrrие объектов обriас.гыо rrрироды побуж даЮт детей к хуло)tестI зеннОТRОрrlggпой деяtтеJI ы{ ости. рисованиI о, лепке, агI пликации. ЭпtоционалъноNlY восприrI тиI о 14ира природы способствуI от I чI УЗЫКаЛЬНЫе ПРОИЗВеДеFI ИЯ. Програl,tl,та иN,tеет непосредствеI { I I ую связь с образовательной областью < физи,iеское развитие)): обогащёritI ая природная среда в I I о\ ,1ещении и на участке детского с ада спо соб ствует укр епJtениlо :] i] op овья 2l{ с.гей. С ф ера есте с,гвеI I но научных I I редставтtений, экологи ческой культуры Растиr:ельньтй и ж иво,гFтый мир. N4ногообразие. Взаипtодlействие расr:ений и iltивотных. f[ оп,rаштти е )ки] _] o,ttI I )I e. Окулъ,rчренl] ая прироJiа, jI екораl,ивI I ые рас.геI I ия. ЭкосистеN,{ ъI . / { икая lI рирода (;tикие ж иI ] отtлые и дикорtlст),шие рас,геrrия). Связь I tивых и не)I iивых объектов природы. Различия ж иt] ого и неж лI вого. Времена ] 'ода. Ритlцичгtость, I ] икJI ич} I оСТ] ) BPеN,{ еI I I ,ода, частей суток, дrтелi проб"чеп,t, гибели природного явления, объекта. Физические свойства окруж аI ощеI ,о свойс.гва вещес1в 1\ ,1ира: разJI ичI { ые (r,верлость, N,{ ягкость, сыпучесть, ] зязкость, I I лавучесI ь, рас,гворимость); основлtые ВИiI ы и характерис,гики дtsиж ения: скорость, наI tравJrеI I ие. П р и Ir r{ и rI ы о рга II ttза ц I l и об р ir з о ваl.е.ч ьI I о I o I I I )оцесса Реалrtзаr{ ия програN{ мы осуцtествляется по сле/ { ,YI оI диN,{ лlрLlнцLllцu.| l: l.ГI остепеt{ ное I J течение У.rебного гоl{ а и о] ] возраста к возрасту } I арашивание объема N,I атериала. 2.Первоочередное использование I I епосреlI стRенI I ого приролного окру11iения, со ставляtощегО ){ iизненI I о е шростраI I стI ] о д{ етей. З Постеtlенно е llознава,I ельное пр одви)I iение детей. . 4.Широкое исI iользование в работе с детьN{ и разньlх видоts практической деятельности. 5.Подача познавательFI ого материала и организаI I ия деятелъности с помощыо приеN,{ оts, вьlзываI оlцllх у детей I lолоiI iиf,еJI ыlые э\ ,I оции, { lереiltивания, чувс,гва, с испоJI ь:] оваI I исN{ сказок, ска:] очI I ых персонаrкей, разнообразI { ые i(укол и r{ грушек, всех вило] з игр. разлиtiных I фограптма преJ{ усN,{ атривает проведение циклоR rlаблtодений за растеI ] ияl',{ и и ж ивоl] ныN,lи 1] r,pY{ I I I e и на участке, ведение каJI еI ] дарей, непосредственilо разJI ич} I ых образовате.цьtiуЮ деятелъНость, I ] елевые прогуJrки, экскурси] 4, игровые обучающие си,гуации с испо,rI ьзоваFI ием иI ,рYI шек и JI Liтературных тrерсонаiкей, чгеI I ие экологических книг, учас.гие ts п] ] L{ ро/ { оохраI iFI ых ак] { иях, экологических lI poeкTax, ts I I рограN,{ N,I е l] ыдеJtеI I о ш] естъ основных TeN,I , с которыNlи знакоN,{ ятся / ] ошI кольники. Tel,ta < Неж ивая прироi{ асреда } кj.lзни растетtий, I illвотных, человека)) даёт детялt эJI еN,I ентаРFI I )I е пре/ { ставJI еI I иri о мироз/ lании, неж ивой природе и её зI I ачеЕlии в )I iI lзни } I tllвых сущес,гв. Теп,tы < N4rrогообразие рас.геtlий и их связъ со сРедой обитаtlttя> > , < N4ногообразие iltивотI ] ых и их связь со средой обитанLтя> посвяtLI ены раскрLll] иI о взаи] VI осl] язи растеtтий и } I tивоl.ных со среiiой оби.гания. leMa < Рост и разви] ие растений и яtиtзотFI ых, их свrI зъ со сре,цой обиr.аtiия) I I росJI еiI I ивает poJrb cpejll,] в I I роцессе pocl,a и разRития рас,гетlий и iкивотных. ts теN{ е < )tизttъ растениli и iI iивотI { ых ts обществе)) раскры] заю.г взаимосвязи i] нутри сообществ, ж изнь которv] о l,I огY,г наблtодать дети. Тепца < < Взаиr,tодействие человека с гrриродой. Прт,тнциrr ингеграции, реаJI рI зVе] \ I I I I й ] ] гI рограпть,rе < I оrtый эколог)), I I озвоJI яет формировать ,v доI пкоJI ы{ иI (ов боrlее поJI ные I I ре,] [ сl,ав,rlеI tия об окрулtаюtrI ей деЙствительносl.и. Формы и условия организации образовательного процесса Реа_ltизацlтя рабочей rrpoгpaN,lN{ ы < I ОrтыЙ экоJI оD) в пriладшеЙ (З4лет) и средней (45 лет) rругI пах осуI леств.UI ется при ] ] заrjмо/ tеitсrвI .1и ВИдах лея,геJI ъ} I ости и ,lтет) и в I троцсссе подготовиr,е"ттьтtой l,t де,гей в раз;I иLI ных взросJI оr.о реiкиi\ ,{ I tых N,I oN,I eI lToI ] . с де,гьN{ и старшей (56 к шкоjI е I р\ / tI пы (б7 lreT) в форп,rе lI poBe/ (eI { шI rI епрерьвной образовате;tъной деятелыI о сти. В течеirие го/ ] а С ЩеТЪr\ { I i N,I ин,, п,t:тадтшей I рYI I пы ] I I )овоI I я.гся с детыI lt средtтей группы _ 1 раз группы в 1 раз ] з I { елелю l раз в недеJI I о шо 15 по 20 миI f., с летьми старшей нелешо rro 25 N{ ин., с детьми подгоговительной к школе гругrпы раз Hej{ eJfo I To 30 r,rиrr. Органriз аrlия об разова.геJI ьноI .о процесса I I редусN,{ а.I риtsает игровуI о деятеI I ъность (развиваrощие иrры: динаN,{ ические, сло] ] есные, театраЛизова} I iiые и реж иссерские : настолыlоllечатные. игры); ,гворqеские задаtI ия, пре/ lI I олагаrоп{ ие органLI заI Jиrо разI { ых хvдо} кесl] I ] еI I I fотl] орческой деr{ теJI ьI lостI .1 исполнитеJI Lс кой, т,еа,I ральноигровой, ] зидоl] летей (изобразителъной, N,lузыкально двигателLной, ре чевой) ; экскурсI iи; } I с с,rI оllыты с едовАн] lс, эксI tериN{ ентI ,I роваI rи е (rrгpo Boe э ксI I ер иN{ ентироваI { ие и п} ] елNI етаNI и и Nlа] ] ериалап,tr,r); проr,),jI ltи ts прироД,у в разтrые се:] оньт (rrа раrзличtlые сеJI ьские объект.ы); раз] ] jI еLtения; пр о е к.гир о в аI { и е р е_I JI еI { I .I я пр о б_пел,tr,т ; шозна] ] а,геJlъI ] ые бесед11,I (с исlI оJI ьзованиед,I разrrообразноl.о наг"цядно I { ллI остра,гивI I оI ,о N,lатериала, N{ YзыкацыI ого соlI ро] ] ож J{ еI { ия, хуi(ож ествеI rного слова, раз] зиваI оrцих игр упраж неlrий, задатrrтй); Ll,гение. просмотр позI I аI ] аТеJi1,I I ОЙ, э} 1I { икJI оI rедической и худохiествсцriой JI итературы; ] ,р} / j{ оRУю l{ еятеJI ьностЬ (труrr в JI рироДе и хозялiствеtI побытовой труд(). 1 ориентированI { ое взаимо jI ейстRие lзз1) о слых с леть\ ,{ и ; прелостаI ] JI еFI ие каж дом)i ребеrrку успоrзий / I JI я I ] озN,I ож I I оI ,о выбора .| I иLI } I oc1] ] Jo деятельности, riapTНepa, средств и I I р.; орие} i,I ировка I I едагогической оценки на относиl] еJI ьi{ ые показа,геJI и lI етской успешнос,ги (сравнение сегодЁrяп] них достиiкеI tий ребеrrка вчера] пниNlи 1lo стLI rкенияьtи) с его ; создание образоватеJI LI I ой средlы, способствуrошей социальнолиLI ностI ] оN,I у, ценностlI оN,{ у, собствеtrныN{ и эN,I оционально эстетическоN,{ у познава,геJ{ ьному, развитиI о ребенка и сохранению его индLlвидI уаJI ь} { осl,и; доверLт] ] еJI ьI { ое отiI ошI ение доброж еJlательпое вI ] иN{ атI ие к к ребеtI ку, YI ] аж ение к его jiичFI ости, I ] eN.{ y; поошрение, поддерж ка иl{ ициативы и саN,lостоя,гелънI lI х / tействий детей; у.I ет tsоз\ ,{ о> tiностей ребенка. его иI I ,гересоR, lte допуская охlушения el,o несостоятеJI ьности; сРорь,rироваI lие ведушlей деятеJiыlосf,и как RаI tнеiiшего фактора разви,tия реOенка; опора на иI ,ру при формироваI I ии .ччебттой / { еяl,еJI ьност,и; сба;tаrtсирова} I l] ость репродук,гивI I ой (восlтрои:] I ] оJ{ ятI I ей готовый образеr1) и иссJI еI I оваr,ельской, TBopLlecKoii леrггеJI ьllости, соtl\ I естных подвиiкьlых }1 и саN,{ остоятеJI ъных, статI ,I чI { ых форпт активI lости, I { aN{ epeнHoe создание сит\ / аций, в I tоторых ребенок лостиl,ает усI I еха, Э,гir ll bt экоJtо1,1I Ll ect{ 0I ,(l вос lI лl,г1} I trtrl : l lttttttt(с3lo4.qепD шроrI вjI еI lлlе иI { тереса к объек,гаri окруrкаюrЦего N,{ ира, усJI овияN{ } I < изI I и ,rllодеil, pacTct{ tlli) iiiивотllых. Поrtы,tка оцеI ] ива,гь их состояltие с 1lозлlцилl (хорошо плохо), yчастие в экологически ориеtI тI iроваI I tiой деяl,еjlыI ости; э\ .,I оI li.I оI I альное реагироI jаI ] ие I rри BcTperle с прекрасным и попы,гка переда,гь свои чYtsства в / [ осl,)I I iI rьI х виJ{ ах T,I ] opLI ecTI ] a; вышолI { еI I ие правиJI на уJI ице, в ,граtI спор,ге" во вреN,I я I I рогуJI оI { ; I ,oToBI I ocTb оказатъ поN,{ оI ль н} rж даI ошиN{ ся в I rей JI I оляN,I , яiивоl] I ] ым, растеltияN{ ; саN{ окоI I ,гроJrь повеJI еI ,I ия, пост\ ,I ] ко] з с цеJI ьI о I te I I ричинитъ Bpei{ a окруж аI ошей сред{ е. 2 эпttttt (с 4 to 5 .leпt) иЕrтерес ребенка к с о шр о в о iliдtаtошийся объектапц окруж аю] I { еl,о I I oI lы.tкаN{ l.I их аI { аJI I .I зир о в N,I ира, aTI ), } rLI acTиe в той или иrrой JI еятсJI ъJ{ ос,I и Br\ { ccTc со взросJlыN,lи с I I роявJI еI I иеI { с&} ,{ остоя,геJI ыlос,tи и творчества, общенltе с предс,tавитеjI rI N,{ и ж иtsотI I оI ,о и раститеJI ы{ ого мира, вызванное заботой о них: выI I оJFI еI I ие ряда I I раi] ил поlзедеI I l1я в окру)iiаюшей среле 3 эtltсtlt (с 5 dо б лепt) соблtоде} iие l] равип пове/ { ения l] окруж аtошlеri cpe:I e, liонl] роJtъ ребенкоN,I сRоI lх деЙствиЙ и поRе/ tения в окру;каtощеЙ обстаI tовке; Выра)I tеFтная потребность в заботе о предстаI ] и,tеrI ях } киl] от} I ого растиl,еJlI lliого l\ { ира I] ; способнос,гь саNI остоrlтель} I о выбиратъ объекты своей эко"rlогиLI еской деятелыI ости; добро'га и отзывчивостъ, l] I I иN.{ аl{ ие к oKpy)lialolI I иM iкивотI I ыN{ , I I ,гица\ ,1, JlI одяп,l и растеI I ияNI , готовность оказа,гь I I осиJI ъI ] уI о I I оN,I оI I I ъ iI уж лаI оiдимся в ней. 4 эпuttt (с б dо 7;rcm) У] \ '{ еЕI Ие Са\ ,1ОСТОЯ'fеЛЬНО ] ЗI )I ЯВJI ЯТЬ I I РИЗТJаКИ TOГO ИЛИ ИНОГО ВРеN,{ еНИ года, устаr{ а] ] JI и] за,гъ шричинI I ослеJ{ с] ,I ] енI lые связLI ; осоЗнанЕI ое oTHolt[ eI Jиe ко lJceN{ 7I tиRотI I ы\ ,{ . I lониN{ аI I ие того. LI f,o вредFI ых } lillвотI lых ttе бывает; ОбОбшеНное I тре/ { с,гавлеI { ие о тиI I иLI I I ых эколо] ,ичесtiих систr.NI о,\ (лес, т :] a + > 1! J э)s:Y J ,z} vLv a2= о :U ! ,z :i j 9 z ,:л! .ч'{ ; л< ,хaл, S'j ! '., ZJ JJ! '2 ii nL9 U(a) а, i,3 .:'z:'; tJ sЧ <. 1 iф! . Ё Е чф;_:U !! ц ,l r} ,J, z * ;уа, ,;.w= ;.л Fл* Аl '. | |1 л ::L ,, '= ,| 'т уЁfgJ _ .,| :,J= ,) Э __l I ,:J .:2!| чJ i,i = ': л r i.) . = !f, ':i ;] ,\ ] с, iп lT :i i:д Ol е a.) з = = in aa ]i с, , Il I r, l, F i = 2 l г ý ц ? :i at aa L a F ý ; j п [с аt = d о ]ц a.(r; i: : ] :: .)а i '2 ] ,= I , a, ? ]д , Iz л a, ,, lrэ о х ,е а ; a) lLa ),:J ,2 о ц = : = с Ф (.) ;с 5 ] l) rr а lj..] _aa ý 1) с д f 1) : Ё да _: * Фkm = а ' , d ц .* с::J О .. ] ! |l, с= l) CB'J о .;U а 9к9 ý Z. сз л ,л .1 а uJ Z ý Дм+ t a о l=] iэ< .ц лоХ a?.ф Е ,J д о ,z I =* 'l a L чо 9 + Ir Ф ! 'с ] at >1 q J , о :_ ] / 1, i; |J ,) 2lХ ]* a 11 ]lд= tJ :g ф I 2, d2 z. ] *, l,l a , с( i: ! а ý е т L;> ji д F. 1, д з ý a =л э F д tO ii э _;(!) i;'L7 / ', ' 1 Ф \э 2 .) ý ] з с, о , l :J:^ .J ,лк U = .)+ а 7 itrуv э l_ | )Z> s со о.Ц 1 a!;2 : 7J7Y :, (f z л| т l. 44 .Y l! .:Е Er_ Y J a l_, : l :l m l,э Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) ц ;1 f 'J ':z a.тд= lмЦЕ_ а :о a) =э i }l ý э. бJY ia