КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения « Кочубейский детский сад « Чебурашка» МР « Тарумовский район» РД РАЗРАБОТАНА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО И ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Дополнительный раздел ( для родителей) 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Кочубейский детский сад « Чебурашка» МР « Тарумовский район» Республики Дагестан Адрес: 368880, Тарумовский район, с.Кочубей, ул.Комарова,19 Телефон: 89288781716 E-mail: cvetik-ca11980@mail.ru ХАРАКТЕРИСТИКА ДОУ Образовательная программа ориентирована на реализацию основных задач ФГОС и создает условия для обеспечения в полном объеме права детей на образование. МКДОУ «Кочубейский детский сад « Чебурашка» работает в режиме 5-ти дневной недели с выходными днями: суббота, воскресенье и праздничные дни. Время пребывания детей: с 7.30 до 18.00 (10,5 часов). МКДОУ «Кочубейский детский сад « Чебурашка» осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности ребенка в самообразовании и получении дополнительного образования. По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин2.4.1.3049-13, СП 2.4.3648-20 . Ежегодный контингент воспитанников формируется на основе социального заказа родителей. КОЛИЧЕСТВО ГРУПП В ДОУ В МКДОУ «Кочубейский детский сад « Чебурашка» функционируют 3 группы детей дошкольного возраста (3 – 8 лет): Старшая группа Средняя группа Вторая младшая группа ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ РАЗРАБОТАНА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательнообразовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг. - Программа состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного, организационного) и дополнительного раздела — краткой презентации Программы. Каждый из трех основных разделов Программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. 6 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОСТОИТ: Обязательная ( инвариативная) часть Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ,а также парциальных программ: программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, программа « Юный эколог» С.Н.Николаевой не менее 60% Вариативная часть формируемая участниками образовательного процесса Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан под редакцией М.И. Шурпаева, М.М.Байрамбекова не более 40% 7 ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ДОУ Основная образовательная программа МКДОУ «Кочубейский детский сад « Чебурашка» разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Ц Е Л Е В О Й Р А З Д Е Л (цели, задачи, принципы планируемые результаты освоения программы) С О Д Е Р Ж А Т Е Л Ь Н Ы Й Р А З Д Е Л (тематические модули по всем направлениям развития ребенка) О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Й Р А З Д Е Л (материальнотехническое обеспечение программы, режим дня, планирование и оснащение РППС) * (презентация основных сведений из программы для родителей) Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н Ы Й РА ЗД Е Л Целевой раздел образовательной программы включает: •Пояснительную записку. • Цели и задачи реализации Программы. • Принципы и подходы к формированию Программы. •Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. • Планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел программы включает: Особенности осуществления образовательного процесса в МБДОУ Описание образовательной деятельности: Образовательная область «Физическое развитие». Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Развитие речи» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Описание вариативных форм Программы ** Система работы с детьми раннего возраста Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Система взаимодействия с социальными институтами 11 Организационный раздел содержит: Материально-техническое обеспечение программы Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания Организация развивающей предметнопространственной среды Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Система мониторинга освоения Программы ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач и включает: •Блок - совместная образовательная деятельность взрослых и детей; •Блок - самостоятельная деятельность детей. В первом блоке содержание организуется комплексно тематически, во втором – в соответствии с традиционными видами детской деятельности. Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов и предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Образовательный процесс ДОУ строится: на адекватных возрасту формах работы с детьми максимальном развитии всех специфических видах деятельности и, в первую очередь. Игры как ведущего вида детской деятельности ребенка – дошкольника; на использовании современных личностно – ориентированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество педагогов и ребенка; на субъективной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка; на основе диалогического, а не монологического общения взрослого с детьми; в продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками. В основу положен комплексно – тематический принцип планирования – темы, актуальные для каждой возрастной группы, которые реализуются во всех образовательных областях. ЦЕЛЬ Целью данной Программы является накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ООП ДОУ принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; принцип интеграции усилий специалистов; принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; принцип постепенности подачи учебного материала; принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ Дети от 2-3 лет - «ДУМАЮ, ДЕЙСТВУЯ!» Ключ возраста: До 5 лет все основные психические процессы внимание, мышление, память носят у ребенка непроизвольный характер. Дети от 3-4 лет - «Я САМ!» Ключ возраста: в период от 2,5-3,5 лет ребенок проживает кризис трех лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его поведение-череда «Я хочу!» и «Я не хочу!»; «Я буду!» и «Я не буду!». Дети с 4-5 лет - «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПОЧЕМУЧКИ!» Ключ возраста: Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно — следственные отношения. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ Дети с 5-6 лет - «УЖЕ БОЛЬШИЕ» Ключ возраста: В развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность управлять своим поведением, а так же процессами внимания и запоминания. Дети с 6-7 лет - «МЕЧТАТЕЛИ, ПОМОЩНИКИ, БУДУЩИЕ УЧЕНИКИ!» Ключ возраста: Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребенка подчинять свои действия требованиям учителя ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности; Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности; Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их; Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми; Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами; Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях; Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх; Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация); У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам; Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности; Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей; Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Проявляет ответственность за начатое дело; Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе; Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде; Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.); Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях; Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу; Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших; Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. Планируемые интегративные качества дошкольника в результаты освоения Региональной образовательной программы дошкольного образования Республики Дагестан под редакцией М.И. Шурпаева, М.М.Байрамбекова Имеющий представление о природе, растениях, животных Республики Дагестан; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Знающий наиболее важные исторические события истории родной республики, символику , писателей и поэтов, их творчество. Любознательный, активный. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, в познании истории родного села Кочубей, Республики Дагестан. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам былин, притч, сказаний. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы родной республики. Применяющий полученных знаний о родной республики в добрых делах и поступках на благо родного села. Обладающий нравственно-патриотическими качествами: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства села Кочубей, Тарумовского района, Республики Дагестан. 24 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВКЛЮЧАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВОКУПНОСТЬ, КОТОРЫХ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ: Художественноэстетическое развитие Социальнокоммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Физическое развитие ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 27 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка) ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду; Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания; Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями. МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА Направления взаимодействия Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности. Семейных ценностей Информирование родителей Консультирование родителей Формы взаимодействия социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи; беседы (администрация, воспитатели, специалисты); наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком; анкетирование; проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах. рекламные буклеты; газета для родителей; визитная карточка учреждения; информационные стенды; выставки детских работ; личные беседы; общение по телефону; индивидуальные записки; родительские собрания; официальный сайт МДОУ; объявления; фотогазеты; памятки. Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, консультирование) МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА Направления взаимодействия Просвещение и обучение родителей Совместная деятельность и семьи Формы взаимодействия По запросу родителей или по выявленной проблеме: индивидуальные консультации подгрупповые консультации родительские собрания мастер-классы; приглашения специалистов; официальный сайт организации; творческие задания; папки-передвижки; папки-раскладушки. организация совместных праздников; совместная проектная деятельность; выставки семейного творчества; семейные фотоколлажи; субботники; досуги с активным вовлечением родителей. В МКДОУ «Кочубейский детский сад « Чебурашка» функционирует Родительский комитет Спасибо за внимание! Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)