пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окруж ающей средой
х4огут быть решены только при усJI оl] ии обретения экоJrогической культуры,
экологического
N{ ышлеFI ия, экологического
отношений с
природой у
руководствуются
экологическое
оправданных
всех лtюдей. Законодателъная база, которой
/ { ошкольные
образовапие
сознания, экоJI огически
образова,геJI ы{ ые
возводит
уLI ре} кдения,
в разряд первостеI I еннI )I х государственных
Щошкольный возраст оптимаJI ьный этап в р€
I звитии
проблеп,t.
экологической культуры
личности. В этом возрасте ребенок Еачинает выдеJI ять себя из окруж ающей
среды, развивается эмоциональноrI ен} I остI fое отtI ошение к
окруж ающему,
формируI отся основы } I равственноэкологических позиций, которые проявляются
во взаимодействиях ребенка с природой, а такж е в его поведения в гI рироде.
Благодаря этому появJuI ется возмож ность формирования экологических знаний
1,
детей, норм и гI равил взаимо/ { ействия с природой, восtlитания сопереж ива} I ия к
ней, активности в
решении некоторых экологических проблешt. Под
экологиLI ескиN,t образованием
воспитания и р€
ввитиrI
мы понимаеN,{ I rепрерывный процесс обучения,
ребенка, направленный на формирование системы знаний
и уптегI ий, ценностных ориентаrlий, нравствеI { ноэтических и эстетических
отношений, обеспечиваI оших ответствеI I ное (осознанноправилъное) отношение к
состоянию
окруж атоrцей среды.
N4КДОУ(< Кочубейский детский
програмN4ы < I Оный эколог))
Настоящаяl рабочая
сад ((
Чебурашка> разработана
програмN,I а
на
основе
С.FI . FI иколаевой и охI затывает экоJI огическое
воспитание де,гей со второй младlлей до подготовителъной груllпы, т.е.
года восI I ита} I ия и обучения.
В ней просJI еж ивается прееN,I стI ] енность от одной tsозрастной группы к другой.
Программа
направлена
на
воспитание
эмоционально
I iенностного, деятельностного отI I ошеI I ия детей дошколъtI ого возраста к г{ рироде.
4
I | ель и задачи рабочей программы
Цель: формирование начал экоJI огической куJI ьт} ,ры (прlавилrьного отFI ошения
ребенка к прироле, его окру} кающей, к себе и
N{ aTep} laJa\ ,I
JI юдI яN,I
природного происхож дения, которыN{ и
оF{
как части природы, к BeTrI aM и
пользуется).
Зпdсtrttt:
форп,rиро] ] ание
у дошколъников осознанFI о правильного, гуN{ анFI ого отношения
к природе;
накоплеFI ие знаний о хtивой и неiкивой природе, взаимосвязи и tsзаимодействии
всех природI { ых объектоtз экологии,
формироваFI ие ), летей шрактических rI авыков и уttений в разнообразноЙ
деятелъности в природе, правилъного l1оведения и общения;
восI I итание потребности в созидании и творчестве;
создание ус;rовий дJI я полноцен} I ого экоJI огического воспитания;
восtiитание любви к природе LI ерез пряN{ ое обш{ ение с гI ей.
Успех
данной
реаJiизациI ]
обяза,гельныN{ и yсловияN{ и
програN,I N,I ы
обеспечивается
несколъкими
:
готовт{ остLю педегога к осушI ест,I ] JI ешиI о экоJtогическоГо обРаЗОВаНИЯ;
постояннылц обrцением детей с природой блиirtайшеr,о окруж ения;
ПосТроенИеlvI ЭколоГИЧески раЗвиI ] аI ощей среды в д{ ошкольном )пrреж дении;
активным участием родителей в воспитательном проt{ ессе.
Flепрерывная образовательная деятеJтьI lость I I е является осtтовной формой
содерж ание реаJI изYется в
экологиЧескогО образования. основное
условиях
самостоятеJlы{ ого получения ребеrткоп,r инфорN,lации о явJI еI I иях и объектах гI риро/ { ы
через организацию исследовательской д{ еятеJrыI ости.
Глuвньtе
.,yteпtodbt: наблюдение,
опытI iоЭксllериN,lеlI таJI ьi] ая деятелъность,
проектирование
4
Содерж ание образования
ОсновгI ып,t содерж ание] чi экоjI огическоl,о воспитания в програN,I N,I е < I Оный
ЭкоЛоГ) яВЛЯется формирование у детеЙ осозI { аiI I ] оправиJI ыI ого отFI ошения к
природныl{ явJI ениям и окруж аюшlил,I обт,екташт. осознанriоlI равилыI ое отI lошение
ДетеЙ к гI рироде строиться на её чувстI ] енLI оN,I восI I риятии) эN,I оциональном
ОТНошеFI Ии к неЙ, знании особенttостеЙ } I iизни отдельных )I tивых сушеств,
некОТорых биоценозов" приспособите.lI ыI ых зависимостеЙ я(ивых организN,I ов от
факторов вшетлней среды, RзаиNI освязей втrутри природных сообществ. Эти знания
Помогают дет;I N,I I I оI { ять конкретные сит\ rации t] поведеFI ии } кивотI { ьlх, состояrtий
растениЙ, пр&lзилI эно оценить их и адекват} I о I I а I { их реагировать. ОсознантlыЙ
характер отI I ош] ения проявJlяется в ToNt, LI то llеl,и N,I огу,I са\ .,1и объясни.rь ситуацию
иЛи поняl] ь объяснения взрослых, саN,I остоятеJI ьI fо иJI и вместе с взрослыми,
ВыПоJI нитъ отдельные трудовые
лействия, направJI е} I ные } rа сохранение и
уjI учшение ж изI { и растеlI ий и ж ивотFI ых.
В ПроЦессе образовательной J{ еятеJI ьности llo экоJlогическоN,lу lзоспитаниI о
ОДноВреN{ енI I о решаlотся задаLI и других образоват,еJI ь} I ых областей, наприN{ ер,
образовательной области ((речевое развитие> . Знаttоьтс.гво Jtетей с лtиропл природы
ос)/ rт{ ествляется в Ходе наблюдений, экскурсий, РаССI \ 1аТривания иллюстраций,
I lpocN,{ oTpa видеофилъN{ ов. Все эти форплы работы сttособствуI от иi{ тенсивI I ому
расширению сjI оварI ] ого запаса летей, развлlтиI о связной речи, Рассtп,tа,гривая
карТИнкИ с изображ ением } I tивотI { ых, растениЙ, дети учатся пониN{ ать вопросы и
ОТВечатъ I I a них, упраiкняI отся в I I остроениI .r предло;ttеttий \ 7 I I pa] ] иJlbHoN{
использоваЕI LI и гра\ I х4 атических форпr.
l] Проr{ ессе работы по програN,I N,{ е олI I оi] реN{ енI { о решаI оl] ся заJ] ачи
образоватс.llьгiолi обrI асти (социаJI ьI { окоN,I tt,I упикати] ] ное развитие)): tsоспитание
N,I оральных и нравственных каLI ес,гв; знакомство с правиJI ами поlJеде} I ия на 1I рироле,
привлечение детей к посильноNlу lpy/ { y и I I рироде и f..I I .
Програl,tl,tа успешно иrI тегрируется с
образова,гелыtой об:tастыо
(худож естI ] енI ] оэсl,еf,ическое разI ] итие). Наб;ltодетrие объек,rов шрироды
побуrкдают детеЙ к худо){ iестI ] еннотворческой де;tте;I ъности: рисованию, лепке,
аППЛИкаЦии. ЭпtоциоrI аJI ьноN{ у восприятиI о N,fира природы способстtsуI от
музыкалъные llроиз] ] едения.
Програлtпrа имеет непосредствеI { нуrо связь с образователъной областыо
< физическое развитие)): обогашёнI rая шрllро/ I наrl среда в I I оN,{ еще} I l.lи и на участке
детского сада способствует укрепле} I Lrlо зJI оровъя де,гей.
С ф ера естествеI { нонаучrI ых представ.шений, экоJ{ оI ,ической куJlь,гуры
Растителъттый и } кивотный мир. N4ногообразие.
Взаип,tодейст,вие растений и } I iивотных.
f{ омашrtие ж и} зотI I ые.
Окуль,гуренi{ ая природ{ а, деt(оратиtsI lые рас.геI I ия,
ЭкосистеN,{ ы.
f{ ика;r lrрирода (ltикие I ttI l] отI lые и дикорастушие рас,геrrия).
Связь )iиtsьlх и неI iивых объектов I I рироды.
Различия ж ивого и неж ивого.
Времена года. Ритпци.I гI ость, цикJI ичFI остI ) вре\ { ен го/ Jа, час.гейl суток, дней
не] ели, NI ссяцев года.
Нарушение связеЙ ts прироl{ е
причина экоJI оI ,ичесitих проблепt, гибели
природного явления, объекта.
ФизиT еские
свойства
окрухiаI оI деl,о N,{ ира: разJI ичI I ые свойс.гва вешI еств
(тверлость, N,{ ягкостъ, сыпучесть) ] ] язкость, плавучестъ,
раствориN,I ость); основные
виJI ьi I l характерис,гики дви} I tения: скорость, I I апраI ] JI еI I ие.
П
р и lr u rr rI
ы
о р
га
II } l з
11
ц Il
п
о б р а з о tз a.t. e.rl I ) tl о I o
I I poI { ecca
Реализация rI рограI .tN,{ ы ос} / ш{ ествJтяется по следуI оI циN{ tlрuнцttлlu.| l:
1.Гiостепенное I J течение учебного года и о] ] возраста к возрасту наращиваЕlие
объема N,I атериала.
2,11ервоочередное ИсПоJI I )ЗоI ] ание I I епосрсlI стRс} I ЕI оr,о приролного окру7ttеI Jия,
со ставJI яI ошего } кизненно е гI р остранст] ] о деr:ей.
З.Постеrrенное llознава,гельное uроj{ виiliение :{ етей.
zl.Широкое исI I ользование в
работе с детъми рOзных видоts практической
деятельl{ ости.
5.ПОДаЧа ПОЗнаВательного N,lатериала и организация деятельi{ ости с помощью
приеN,{ ов, вызываI ошtlI х ,"" детей поJI о} ките.ць} lые эN,I оцлlи, шереiltивания,
разгrообразI I ые LI \ / вс,гва, с исгI оJI I )зоI ] аI I исN,I сказок, сказочiI ых riерсотlаlкей,
различных кYкол и игр)/ шек, всех tsидtо] з игр.
Програл,rп,tа предусN{ атри] зает прове] tение цикJI ов rtаблI одений за
растенияN,{ и и
} кивоl] ныN4и 1з грYпше и на Yчастке, ведение
каJI
ендарей,
неtlосредственно
разлиL{ ных
образователь} I \ i} о J{ еятельносгъ, ] lе;lевые прогулки, экскурсии, игровr,I е обl.чающие
сигуации с I { спользова} I иеN,I иI ,рчI пек и JI итературных rrерсонаiкей, LI тение
экологиLI есl{ их I (ниг. учас,tие в приро;цоохранr{ ых акr{ иях, экоllоl] иLlеских ] I poeкTax.
В програмN,I е выдеJlено шI есть осI { овI tых те\ { , с которы} tll знакоN,{ ятся
дошкольI ] LI кI { . Tel,ta < Неiкивая природасред{ а ж из] lи растсний, 71ttlвотFI ых, чеJlовека))
даёт детяrц эJI еN,I ен,I арные пре/ { стаRJI еI I ия о \ ,1ироздI ании, ttе;кивой природе и её
значе} tии в ilillз} I и )I iивых существ. Теп,tът < N4tлогообразие
рас,геtrий и их связь со
сРедой обltтаtll,тя> > , < N4ногообразие iкl{ вотных и их связь со сРедой обитатrl.tя> >
посвяI rI ены раскрьil,иI о взаиN,I осl] язи растеtlий и } I tивоl] ных со сРелой оби,rания. l'eMa
< Рост и раз] ] итие растений и NtивотFiых, их связь со сре.tцой обитаiтия)) I I росJI е} кивает
роJI ь среды в rrporleccc, росl,а Li разRития рас,геtrиli и } I iиRотнъlх. ts теме < } I tизтrь
растениЙ и ж ивотI { ьlХ В обществе> раскрывают взаиN{ освя:] и tjнутри сообществ,
)ltизнь KoTopvJo N,{ огу,г наблtодать детI { . letuta < Взаипtодействtrе LI еловека с rrриродlой.
Прrтншиrl I ,{ I { теI ,рации, реализyеплый в програпцп,lе < I оrтый эко,,I оI .)), I I озвоJI яе1
формировать ), JlоI I I ко,I I ьI I иков боrtее ] roJiI { ыe I I l] с/ tсl,авjlеI lия об окрчлtаюшlей
деЙствительности.
ФОlrм ы и условия оргаI I иза цI lи образовzrте"rlь I I ого процесса
РеаI изаЦия рабочеЙ програN,I Nтьт
< < I Оrтый
эколог> в ] \ 1rI адшей (34лет) и средней (45
лет) группах осуществJrltеТся I rри взаипtодеtiсrвлiи взросI оI ,о lI де,rей в разJI ичI I ых
видах дея,tеI ьности LI в I rроцессе реiки\ ,I ных \ ,I oNI eHToB, с детъN{ и с,гаршеL"1 (56
ЛеТ) И ПОДГОТовителыlоЙ к i] ] KoJI e I рylшы (67 ле,г) в форп,rе llроведеI lия rI епрерывной
образователыrойt деятеJI ыI ос,I и.
В
N,lин.,
r,еченrrе года
с
группы
с
детьх{ } I л,r;tадшей грVI 1I ] ы шроRоlI я,гся
детьми средтrей rруппы
в
1 раз
1
раз ] з неделю по 20
1 раз в
N,I иI { .,
нелеJI } о
с летьми
по
15
старшей
неделI о по 25 мин., с детъми подготовительной к шкоJI е гругrrrы
1
раз неде,] I ю шо З0 пtин,
ОрганLтзация
о
бразоI ] атеJI ьноI ,о процесса I I редус i\ ,I атриtsает
ИГРОl] УI О i{ еЯТеJI Ьносl'ь (развиваrошие
динах,I Llческие, слоl] е сные
;
иl,ры:
:
настоJI ыlопечатные,
театрализоваFI I I ые и реж исс ерские иt.ры)
;
творческ} lе залания, пре/ I I I оJI аr,аI ош{ ис организациI о разньlх
худож ес] ] веI lнотворческой
/ { ея,tелI )I 1ости ле,гей (изобразительгtой,
I зидоl]
N,I узыкаJI ьно
испоJlните;I ьской, т,еа,граJI ъI { оигровой, двигателLной, речевоr,i);
экскурс} lи;
иссJl едованпе, эксI I ериN,lентI .1роI ] анис (tiI ,ровос экспери] ч{ еFI тироваI ] ие и
о] lыты с llрелNrетаNlи и Nlатериа"riаN{ I I ):
ПРОI 'УJlКИ
ts
ПРI { РОДу'R разrlые сезоньт (tta различI I ые сеJI ъские объекr,ы);
РаЗВJ{ еLiсI ] ия;
проек,гироваI I ие peI JI eHLlя tlpoбле,rtы,
ПОЗ} Та] ЗаТеJI ъI ] ые беседI 1,1
(с исI I оJI ьзоваI I иеN,{ разгтообразного наглядно
иллI остра,гивI I оI ,о N4а,гериала, N,{ YзыкаJI ьноl.о соI I роllо)hдеI I ия. худож естI ] енного
сJI ова, разl] иваI оI цих игр упраж нений, заданилi);
rlgrllI U. гrllллпrлтл
ГtРОСN,{ ОТР ПОЗrlаВаТе"rI I эI { оИl ЭlllI I { к_rI оI rелт.тческоЙ и
LI 'гАLI I f,о
x)/ / lo)I te
ствеttной лI tтера,г)/ рI )I ,
1,рудов} lю.,I еятеJI ьносl,Ь (тtэул в природе и хозяйстветtнобы,говой
тр} ,,д).
JI иLI нос] ] но ориентированI lое взаиN{ одеrrстRие ] ] зрослых с деть\ ,{ и
прелоста] зJI еI I ие КаЖДОI \ { у ребеI rку условий
;
дJI я l] озN{ оiliшого выбора
дI еятехьности, партнера, средстR и пр.;
ориеrrtИроl] ка I I едагогИческоЙ оцеl{ ки на отI rоситеJI ьI ] ые показа,tели летской
с его
yспешности (сравнение сегодняп] них достлrхtенtтli ребенка
вчера] хниNI и до стиlttе
гtияп,t1.1)
;
образователLl{ ой
создание
сред(ы,
способс,гвуtошiей эNI оционаitыI о
социальнолиLI ностI I оN,{ у, познаватеJI ы{ ом)/ ,
ценностtI омУ,
собствеtrными
эстетичесI tоt\ ,I у
развитиI о ребеttка и сохl] анению его иI I дI I вилуаJI ыI ости;
к
отношI ение
доверLI телы{ ое
добро> itе.lI а,I ельI то е I ] I I иN{ ат] ие
к
HeN{ y
уI } а)I iе} tие
ребеtI ку,
еГО
к
JI ИLI I I ОСТИ,
;
поошрение, lI одДерж ка иI { ициаf,Ивьт И самостоЯ,геJI ъных / tействий детей;
У.I е,r возN{ ож ностей ребенка, его ин,гересов, I re доI I уская ошущешия его
I ] есостоя,геJI ьно сти
;
форл,rироваI iие Ведlrпlей леяl еJI ыlости
как вах< нейпrего фактора
разви,tия
ребенка;
опора на иr,ру при форплировании у,I ебrтой деят,еJI ы{ ости;
сбалаitсироr] анr{ ость репро/ { )/ ктиi] I rой (восшроизт] оi{ яI тI ей готоlзый образеrr) и
И
исслеi{ оRаr:е:I ьскоti, творческоr:i / lея,геjrьI { ос,fи, совl\ I ест} iых
саN,lостоЯтеJI ъt{ ых,
I I одви)kI lых и статичI { ых форпт активI { ости;
HaN,lepeнHoe создание ситVаций, в которых ребенок лостиl,ает усI I еха.
Э,гаrll ь; экоJtо1,I ltlескоI (l
вOсI I ltTi} tl I l rl
:
] эttttttt(с3dо4леп|
I I pOrI BJleI I I ,ie l{ I { Tepeca
к
объек,гэ,ri окруж аюшеi,о ] \ ,I ира, усJI овияN,{ I tизllи
лtодеii, растенrtй. I iиl] отных. Попы,гка оцсI I ива,tъ I { x состояI I ие с 1lозиции (хороfi] о
п"rI охо));
ччастие
1з
экологиLI ески орлlеI I ,глlроваллltой деятеJI ьI iости;
эN,I оционвJI ьное реагироl] ание I ipи RcTpelle с лрекрасны\ ,{ и поI lытка
I I ередать свои чYtsстRа R iцостуtlt{ ъiх ви/ lах тI ] орчестtsа;
выtiолнение правиjI I I а упице, в траi{ спор,ге, во вре\ I я 11рогупок,
ГОТО] ] НОСТЪ ОКаЗаТъ ПОМощiэ } I у} I iJ{ &tошимся в I 1еЙ JiI одям, )I tивотI ] ым,
растеI ] } 1ях1;
ca\ I oKo} TTpoJI b повеi{ ения, пост\ ,I ] ко] ] с I ] еJI ыо ] le приLiиt{ ить Bpei] a
окр,YяiаI ошей среде.
2 эtltпtt (с 4 Do 5 .пеп)
иFI терес ребенка к
с
объектал,t окрyж аюхI его
оI I ровоiкl{ аtощийся I I оiI ытка\ I 1.1 их аI lаjI изLlр оватъ
YЧаСТИе В ТОЙ или иноri дея,геJlъI rос,I и BNI ecTe со
N{ ира,
;
I ] :] росJI ь] N,I и с
I I роявJrениеN,I са} { остоятеJI ьI ] ости и творчестRа;
ОбlДеНИе с Предсгавителя\ lи ),i(иtsотI I оI ,о и рас] ,l.lте"rtъtI ого
\ { I ] pa,
вызваI ] I Jое заботой о них:
выпо;{ неI ] ие ряда I iравил поведеI I ия
1з
окруж аюrцей среде
3 эmап (с 5 do б itetlt)
соблlоJiение ] ] равит{ поr] едеI lиrl l] oкpyж atorrlelYt cpelle;
Ko} ll] poJtb ребетtКоN{ сRоиХ действий и I 1оRед{ еI I ия R окрY,liаI ощей обстаноtsке;
ВЫРа)Ке} lНая rtотребность
]]
заботе о предстаts] .{ ,геJI ях iки} зотного
1.1
расти,геJlf)I { ого N,tира;
способitос,гь
сал4осl,оятельЕI о
выбttрать
объскты
своей
эко,шогической де;I теJI ыlос.ги:
доброта и отзывчивость,
JI I одяN,I
] ] I I иN{ аI { ие
к окруiliаI оrциN{ } кивотI tыNl, птицаN,{ ,
и растеI I ияN{ , готовЁiосl] ь оказать посиJI ънуI о I I оN,{ оrць н\ / iк/ fаI отциN,I ся в ней.
4 эпuttt (с б do 7;rcпt)
Y] \ ,I еЕI ие саN{ остоятеjiьЕlо ] зыявJI 'I ть призI Jаки ,гого иJI и иного
вреN{ ени
года, устаI { аI зJ1иRе,гъ I I ричиннослеJ{ сl l] енI { ые связи:
осозгтат{ I lое отношlение
вредFlых
iI itr{ I ] oTtI I )I x I re
обобцеI { I fое
ко l] ceM 7I tиво] ,I iыN{ , lI оtI иN4а} I ие того.
tI To
бывает;
I тре/ { с,гавJI ение
о тиI I ичных эколоlических
систеN,I ах
(.Tlec,
r
луг,
водоел,1);
отlI ош] ение к че] lовеку, как к ccl] ccTBel{ I lor\ lY обr,ектч rlриl] одь] ;
познавательгtыti интерес к природе l1 ее роJtи в iitизrlи LI eJI oReKa;
экологLlLiеское сознание lla основе rI рI I родоведческих знаttий
фак,горах окр\ .riаI оrцей средьi и г} / NI аI I I I ого отI I оI I I сЕия к природе.
о
*,z:
с
vFо"
/
)a1| |
;
,2
"
|J
L,
2
U
* ч* = ,
/
r,!,
оэ,J
,2 а
!
z
j:* t
Jчи
| j::'"
9_tц!9
^
.:
rСэ"
^ о= о
!
g
l
= ,= < .
ч= '= < )ц
:] 1ЦО
Б(!]
.
'/
у
.2
. ,)=
J
'
]
=
i,.
J
л,
=
.= J ' : (),
,/
l!
z
D!с1
'= 23эх
т ( ' = ''
э _= 2Е) < ,iэ
, 2.
!
L
=
:.
..
J
6:,aZ
* :
|. Z
:
.2 в
a!л'
1,
.*
>
.,
_
;= :l!
U::"
.)< \ ),,л
с(
;a)
t
Ё
,2!
= .,
lf,
,)
I
сa
2
л
:aФ*
qJ
.
v
J
'
.J
aлF
aa
а)
э.
i
у
t
ч^ й
.
:l
>.
v
|=J
cJ
> .,
(,
?
.J
Д:r
:
a)
aa.
д
Цl!
L
J
с=
;Z.
_= ,J
*
i,
L
,)
| )
a= > |
л:'
\ '
tЁа
!Хъ
.?,,
a,J al
п
А
о
Lc
с.
с)
.:с
2
r
с)
г
!)
л?
,1
a)
Q
а
t=
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
| .,2
;: х
',
\о
а
.)
2'^ ,
'1 > ,:
rFгй
F
Г.
:1
ý:
:лс
,
сa
c.j
о
()
Ф
р
iG
0)
\э
,_|
ч1,
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)