пояснительная записка Современные проблемы взаимоотношений человека с окруж ающей средой х4огут быть решены только при усJI оl] ии обретения экоJrогической культуры, экологического N{ ышлеFI ия, экологического отношений с природой у руководствуются экологическое оправданных всех лtюдей. Законодателъная база, которой / { ошкольные образовапие сознания, экоJI огически образова,геJI ы{ ые возводит уLI ре} кдения, в разряд первостеI I еннI )I х государственных Щошкольный возраст оптимаJI ьный этап в р€ I звитии проблеп,t. экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок Еачинает выдеJI ять себя из окруж ающей среды, развивается эмоциональноrI ен} I остI fое отtI ошение к окруж ающему, формируI отся основы } I равственноэкологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а такж е в его поведения в гI рироде. Благодаря этому появJuI ется возмож ность формирования экологических знаний 1, детей, норм и гI равил взаимо/ { ействия с природой, восtlитания сопереж ива} I ия к ней, активности в решении некоторых экологических проблешt. Под экологиLI ескиN,t образованием воспитания и р€ ввитиrI мы понимаеN,{ I rепрерывный процесс обучения, ребенка, направленный на формирование системы знаний и уптегI ий, ценностных ориентаrlий, нравствеI { ноэтических и эстетических отношений, обеспечиваI оших ответствеI I ное (осознанноправилъное) отношение к состоянию окруж атоrцей среды. N4КДОУ(< Кочубейский детский програмN4ы < I Оный эколог)) Настоящаяl рабочая сад (( Чебурашка> разработана програмN,I а на основе С.FI . FI иколаевой и охI затывает экоJI огическое воспитание де,гей со второй младlлей до подготовителъной груllпы, т.е. года восI I ита} I ия и обучения. В ней просJI еж ивается прееN,I стI ] енность от одной tsозрастной группы к другой. Программа направлена на воспитание эмоционально I iенностного, деятельностного отI I ошеI I ия детей дошколъtI ого возраста к г{ рироде. 4 I | ель и задачи рабочей программы Цель: формирование начал экоJI огической куJI ьт} ,ры (прlавилrьного отFI ошения ребенка к прироле, его окру} кающей, к себе и N{ aTep} laJa\ ,I JI юдI яN,I природного происхож дения, которыN{ и оF{ как части природы, к BeTrI aM и пользуется). Зпdсtrttt: форп,rиро] ] ание у дошколъников осознанFI о правильного, гуN{ анFI ого отношения к природе; накоплеFI ие знаний о хtивой и неiкивой природе, взаимосвязи и tsзаимодействии всех природI { ых объектоtз экологии, формироваFI ие ), летей шрактических rI авыков и уttений в разнообразноЙ деятелъности в природе, правилъного l1оведения и общения; восI I итание потребности в созидании и творчестве; создание ус;rовий дJI я полноцен} I ого экоJI огического воспитания; восtiитание любви к природе LI ерез пряN{ ое обш{ ение с гI ей. Успех данной реаJiизациI ] обяза,гельныN{ и yсловияN{ и програN,I N,I ы обеспечивается несколъкими : готовт{ остLю педегога к осушI ест,I ] JI ешиI о экоJtогическоГо обРаЗОВаНИЯ; постояннылц обrцением детей с природой блиirtайшеr,о окруж ения; ПосТроенИеlvI ЭколоГИЧески раЗвиI ] аI ощей среды в д{ ошкольном )пrреж дении; активным участием родителей в воспитательном проt{ ессе. Flепрерывная образовательная деятеJтьI lость I I е является осtтовной формой содерж ание реаJI изYется в экологиЧескогО образования. основное условиях самостоятеJlы{ ого получения ребеrткоп,r инфорN,lации о явJI еI I иях и объектах гI риро/ { ы через организацию исследовательской д{ еятеJrыI ости. Глuвньtе .,yteпtodbt: наблюдение, опытI iоЭксllериN,lеlI таJI ьi] ая деятелъность, проектирование 4 Содерж ание образования ОсновгI ып,t содерж ание] чi экоjI огическоl,о воспитания в програN,I N,I е < I Оный ЭкоЛоГ) яВЛЯется формирование у детеЙ осозI { аiI I ] оправиJI ыI ого отFI ошения к природныl{ явJI ениям и окруж аюшlил,I обт,екташт. осознанriоlI равилыI ое отI lошение ДетеЙ к гI рироде строиться на её чувстI ] енLI оN,I восI I риятии) эN,I оциональном ОТНошеFI Ии к неЙ, знании особенttостеЙ } I iизни отдельных )I tивых сушеств, некОТорых биоценозов" приспособите.lI ыI ых зависимостеЙ я(ивых организN,I ов от факторов вшетлней среды, RзаиNI освязей втrутри природных сообществ. Эти знания Помогают дет;I N,I I I оI { ять конкретные сит\ rации t] поведеFI ии } кивотI { ьlх, состояrtий растениЙ, пр&lзилI эно оценить их и адекват} I о I I а I { их реагировать. ОсознантlыЙ характер отI I ош] ения проявJlяется в ToNt, LI то llеl,и N,I огу,I са\ .,1и объясни.rь ситуацию иЛи поняl] ь объяснения взрослых, саN,I остоятеJI ьI fо иJI и вместе с взрослыми, ВыПоJI нитъ отдельные трудовые лействия, направJI е} I ные } rа сохранение и уjI учшение ж изI { и растеlI ий и ж ивотFI ых. В ПроЦессе образовательной J{ еятеJI ьности llo экоJlогическоN,lу lзоспитаниI о ОДноВреN{ енI I о решаlотся задаLI и других образоват,еJI ь} I ых областей, наприN{ ер, образовательной области ((речевое развитие> . Знаttоьтс.гво Jtетей с лtиропл природы ос)/ rт{ ествляется в Ходе наблюдений, экскурсий, РаССI \ 1аТривания иллюстраций, I lpocN,{ oTpa видеофилъN{ ов. Все эти форплы работы сttособствуI от иi{ тенсивI I ому расширению сjI оварI ] ого запаса летей, развлlтиI о связной речи, Рассtп,tа,гривая карТИнкИ с изображ ением } I tивотI { ых, растениЙ, дети учатся пониN{ ать вопросы и ОТВечатъ I I a них, упраiкняI отся в I I остроениI .r предло;ttеttий \ 7 I I pa] ] иJlbHoN{ использоваЕI LI и гра\ I х4 атических форпr. l] Проr{ ессе работы по програN,I N,{ е олI I оi] реN{ енI { о решаI оl] ся заJ] ачи образоватс.llьгiолi обrI асти (социаJI ьI { окоN,I tt,I упикати] ] ное развитие)): tsоспитание N,I оральных и нравственных каLI ес,гв; знакомство с правиJI ами поlJеде} I ия на 1I рироле, привлечение детей к посильноNlу lpy/ { y и I I рироде и f..I I . Програl,tl,tа успешно иrI тегрируется с образова,гелыtой об:tастыо (худож естI ] енI ] оэсl,еf,ическое разI ] итие). Наб;ltодетrие объек,rов шрироды побуrкдают детеЙ к худо){ iестI ] еннотворческой де;tте;I ъности: рисованию, лепке, аППЛИкаЦии. ЭпtоциоrI аJI ьноN{ у восприятиI о N,fира природы способстtsуI от музыкалъные llроиз] ] едения. Програлtпrа имеет непосредствеI { нуrо связь с образователъной областыо < физическое развитие)): обогашёнI rая шрllро/ I наrl среда в I I оN,{ еще} I l.lи и на участке детского сада способствует укрепле} I Lrlо зJI оровъя де,гей. С ф ера естествеI { нонаучrI ых представ.шений, экоJ{ оI ,ической куJlь,гуры Растителъттый и } кивотный мир. N4ногообразие. Взаип,tодейст,вие растений и } I iивотных. f{ омашrtие ж и} зотI I ые. Окуль,гуренi{ ая природ{ а, деt(оратиtsI lые рас.геI I ия, ЭкосистеN,{ ы. f{ ика;r lrрирода (ltикие I ttI l] отI lые и дикорастушие рас,геrrия). Связь )iиtsьlх и неI iивых объектов I I рироды. Различия ж ивого и неж ивого. Времена года. Ритпци.I гI ость, цикJI ичFI остI ) вре\ { ен го/ Jа, час.гейl суток, дней не] ели, NI ссяцев года. Нарушение связеЙ ts прироl{ е причина экоJI оI ,ичесitих проблепt, гибели природного явления, объекта. ФизиT еские свойства окрухiаI оI деl,о N,{ ира: разJI ичI I ые свойс.гва вешI еств (тверлость, N,{ ягкостъ, сыпучесть) ] ] язкость, плавучестъ, раствориN,I ость); основные виJI ьi I l характерис,гики дви} I tения: скорость, I I апраI ] JI еI I ие. П р и lr u rr rI ы о р га II } l з 11 ц Il п о б р а з о tз a.t. e.rl I ) tl о I o I I poI { ecca Реализация rI рограI .tN,{ ы ос} / ш{ ествJтяется по следуI оI циN{ tlрuнцttлlu.| l: 1.Гiостепенное I J течение учебного года и о] ] возраста к возрасту наращиваЕlие объема N,I атериала. 2,11ервоочередное ИсПоJI I )ЗоI ] ание I I епосрсlI стRс} I ЕI оr,о приролного окру7ttеI Jия, со ставJI яI ошего } кизненно е гI р остранст] ] о деr:ей. З.Постеrrенное llознава,гельное uроj{ виiliение :{ етей. zl.Широкое исI I ользование в работе с детъми рOзных видоts практической деятельl{ ости. 5.ПОДаЧа ПОЗнаВательного N,lатериала и организация деятельi{ ости с помощью приеN,{ ов, вызываI ошtlI х ,"" детей поJI о} ките.ць} lые эN,I оцлlи, шереiltивания, разгrообразI I ые LI \ / вс,гва, с исгI оJI I )зоI ] аI I исN,I сказок, сказочiI ых riерсотlаlкей, различных кYкол и игр)/ шек, всех tsидtо] з игр. Програл,rп,tа предусN{ атри] зает прове] tение цикJI ов rtаблI одений за растенияN,{ и и } кивоl] ныN4и 1з грYпше и на Yчастке, ведение каJI ендарей, неtlосредственно разлиL{ ных образователь} I \ i} о J{ еятельносгъ, ] lе;lевые прогулки, экскурсии, игровr,I е обl.чающие сигуации с I { спользова} I иеN,I иI ,рчI пек и JI итературных rrерсонаiкей, LI тение экологиLI есl{ их I (ниг. учас,tие в приро;цоохранr{ ых акr{ иях, экоllоl] иLlеских ] I poeкTax. В програмN,I е выдеJlено шI есть осI { овI tых те\ { , с которы} tll знакоN,{ ятся дошкольI ] LI кI { . Tel,ta < Неiкивая природасред{ а ж из] lи растсний, 71ttlвотFI ых, чеJlовека)) даёт детяrц эJI еN,I ен,I арные пре/ { стаRJI еI I ия о \ ,1ироздI ании, ttе;кивой природе и её значе} tии в ilillз} I и )I iивых существ. Теп,tът < N4tлогообразие рас,геtrий и их связь со сРедой обltтаtll,тя> > , < N4ногообразие iкl{ вотных и их связь со сРедой обитатrl.tя> > посвяI rI ены раскрьil,иI о взаиN,I осl] язи растеtlий и } I tивоl] ных со сРелой оби,rания. l'eMa < Рост и раз] ] итие растений и NtивотFiых, их связь со сре.tцой обитаiтия)) I I росJI е} кивает роJI ь среды в rrporleccc, росl,а Li разRития рас,геtrиli и } I iиRотнъlх. ts теме < } I tизтrь растениЙ и ж ивотI { ьlХ В обществе> раскрывают взаиN{ освя:] и tjнутри сообществ, )ltизнь KoTopvJo N,{ огу,г наблtодать детI { . letuta < Взаипtодействtrе LI еловека с rrриродlой. Прrтншиrl I ,{ I { теI ,рации, реализyеплый в програпцп,lе < I оrтый эко,,I оI .)), I I озвоJI яе1 формировать ), JlоI I I ко,I I ьI I иков боrtее ] roJiI { ыe I I l] с/ tсl,авjlеI lия об окрчлtаюшlей деЙствительности. ФОlrм ы и условия оргаI I иза цI lи образовzrте"rlь I I ого процесса РеаI изаЦия рабочеЙ програN,I Nтьт < < I Оrтый эколог> в ] \ 1rI адшей (34лет) и средней (45 лет) группах осуществJrltеТся I rри взаипtодеtiсrвлiи взросI оI ,о lI де,rей в разJI ичI I ых видах дея,tеI ьности LI в I rроцессе реiки\ ,I ных \ ,I oNI eHToB, с детъN{ и с,гаршеL"1 (56 ЛеТ) И ПОДГОТовителыlоЙ к i] ] KoJI e I рylшы (67 ле,г) в форп,rе llроведеI lия rI епрерывной образователыrойt деятеJI ыI ос,I и. В N,lин., r,еченrrе года с группы с детьх{ } I л,r;tадшей грVI 1I ] ы шроRоlI я,гся детьми средтrей rруппы в 1 раз 1 раз ] з неделю по 20 1 раз в N,I иI { ., нелеJI } о с летьми по 15 старшей неделI о по 25 мин., с детъми подготовительной к шкоJI е гругrrrы 1 раз неде,] I ю шо З0 пtин, ОрганLтзация о бразоI ] атеJI ьноI ,о процесса I I редус i\ ,I атриtsает ИГРОl] УI О i{ еЯТеJI Ьносl'ь (развиваrошие динах,I Llческие, слоl] е сные ; иl,ры: : настоJI ыlопечатные, театрализоваFI I I ые и реж исс ерские иt.ры) ; творческ} lе залания, пре/ I I I оJI аr,аI ош{ ис организациI о разньlх худож ес] ] веI lнотворческой / { ея,tелI )I 1ости ле,гей (изобразительгtой, I зидоl] N,I узыкаJI ьно испоJlните;I ьской, т,еа,граJI ъI { оигровой, двигателLной, речевоr,i); экскурс} lи; иссJl едованпе, эксI I ериN,lентI .1роI ] анис (tiI ,ровос экспери] ч{ еFI тироваI ] ие и о] lыты с llрелNrетаNlи и Nlатериа"riаN{ I I ): ПРОI 'УJlКИ ts ПРI { РОДу'R разrlые сезоньт (tta различI I ые сеJI ъские объекr,ы); РаЗВJ{ еLiсI ] ия; проек,гироваI I ие peI JI eHLlя tlpoбле,rtы, ПОЗ} Та] ЗаТеJI ъI ] ые беседI 1,1 (с исI I оJI ьзоваI I иеN,{ разгтообразного наглядно иллI остра,гивI I оI ,о N4а,гериала, N,{ YзыкаJI ьноl.о соI I роllо)hдеI I ия. худож естI ] енного сJI ова, разl] иваI оI цих игр упраж нений, заданилi); rlgrllI U. гrllллпrлтл ГtРОСN,{ ОТР ПОЗrlаВаТе"rI I эI { оИl ЭlllI I { к_rI оI rелт.тческоЙ и LI 'гАLI I f,о x)/ / lo)I te ствеttной лI tтера,г)/ рI )I , 1,рудов} lю.,I еятеJI ьносl,Ь (тtэул в природе и хозяйстветtнобы,говой тр} ,,д). JI иLI нос] ] но ориентированI lое взаиN{ одеrrстRие ] ] зрослых с деть\ ,{ и прелоста] зJI еI I ие КаЖДОI \ { у ребеI rку условий ; дJI я l] озN{ оiliшого выбора дI еятехьности, партнера, средстR и пр.; ориеrrtИроl] ка I I едагогИческоЙ оцеl{ ки на отI rоситеJI ьI ] ые показа,tели летской с его yспешности (сравнение сегодняп] них достлrхtенtтli ребенка вчера] хниNI и до стиlttе гtияп,t1.1) ; образователLl{ ой создание сред(ы, способс,гвуtошiей эNI оционаitыI о социальнолиLI ностI I оN,{ у, познаватеJI ы{ ом)/ , ценностtI омУ, собствеtrными эстетичесI tоt\ ,I у развитиI о ребеttка и сохl] анению его иI I дI I вилуаJI ыI ости; к отношI ение доверLI телы{ ое добро> itе.lI а,I ельI то е I ] I I иN{ ат] ие к HeN{ y уI } а)I iе} tие ребеtI ку, еГО к JI ИLI I I ОСТИ, ; поошрение, lI одДерж ка иI { ициаf,Ивьт И самостоЯ,геJI ъных / tействий детей; У.I е,r возN{ ож ностей ребенка, его ин,гересов, I re доI I уская ошущешия его I ] есостоя,геJI ьно сти ; форл,rироваI iие Ведlrпlей леяl еJI ыlости как вах< нейпrего фактора разви,tия ребенка; опора на иr,ру при форплировании у,I ебrтой деят,еJI ы{ ости; сбалаitсироr] анr{ ость репро/ { )/ ктиi] I rой (восшроизт] оi{ яI тI ей готоlзый образеrr) и И исслеi{ оRаr:е:I ьскоti, творческоr:i / lея,геjrьI { ос,fи, совl\ I ест} iых саN,lостоЯтеJI ъt{ ых, I I одви)kI lых и статичI { ых форпт активI { ости; HaN,lepeнHoe создание ситVаций, в которых ребенок лостиl,ает усI I еха. Э,гаrll ь; экоJtо1,I ltlескоI (l вOсI I ltTi} tl I l rl : ] эttttttt(с3dо4леп| I I pOrI BJleI I I ,ie l{ I { Tepeca к объек,гэ,ri окруж аюшеi,о ] \ ,I ира, усJI овияN,{ I tизllи лtодеii, растенrtй. I iиl] отных. Попы,гка оцсI I ива,tъ I { x состояI I ие с 1lозиции (хороfi] о п"rI охо)); ччастие 1з экологиLI ески орлlеI I ,глlроваллltой деятеJI ьI iости; эN,I оционвJI ьное реагироl] ание I ipи RcTpelle с лрекрасны\ ,{ и поI lытка I I ередать свои чYtsстRа R iцостуtlt{ ъiх ви/ lах тI ] орчестtsа; выtiолнение правиjI I I а упице, в траi{ спор,ге, во вре\ I я 11рогупок, ГОТО] ] НОСТЪ ОКаЗаТъ ПОМощiэ } I у} I iJ{ &tошимся в I 1еЙ JiI одям, )I tивотI ] ым, растеI ] } 1ях1; ca\ I oKo} TTpoJI b повеi{ ения, пост\ ,I ] ко] ] с I ] еJI ыо ] le приLiиt{ ить Bpei] a окр,YяiаI ошей среде. 2 эtltпtt (с 4 Do 5 .пеп) иFI терес ребенка к с объектал,t окрyж аюхI его оI I ровоiкl{ аtощийся I I оiI ытка\ I 1.1 их аI lаjI изLlр оватъ YЧаСТИе В ТОЙ или иноri дея,геJlъI rос,I и BNI ecTe со N{ ира, ; I ] :] росJI ь] N,I и с I I роявJrениеN,I са} { остоятеJI ьI ] ости и творчестRа; ОбlДеНИе с Предсгавителя\ lи ),i(иtsотI I оI ,о и рас] ,l.lте"rtъtI ого \ { I ] pa, вызваI ] I Jое заботой о них: выпо;{ неI ] ие ряда I iравил поведеI I ия 1з окруж аюrцей среде 3 эmап (с 5 do б itetlt) соблlоJiение ] ] равит{ поr] едеI lиrl l] oкpyж atorrlelYt cpelle; Ko} ll] poJtb ребетtКоN{ сRоиХ действий и I 1оRед{ еI I ия R окрY,liаI ощей обстаноtsке; ВЫРа)Ке} lНая rtотребность ]] заботе о предстаts] .{ ,геJI ях iки} зотного 1.1 расти,геJlf)I { ого N,tира; способitос,гь сал4осl,оятельЕI о выбttрать объскты своей эко,шогической де;I теJI ыlос.ги: доброта и отзывчивость, JI I одяN,I ] ] I I иN{ аI { ие к окруiliаI оrциN{ } кивотI tыNl, птицаN,{ , и растеI I ияN{ , готовЁiосl] ь оказать посиJI ънуI о I I оN,{ оrць н\ / iк/ fаI отциN,I ся в ней. 4 эпuttt (с б do 7;rcпt) Y] \ ,I еЕI ие саN{ остоятеjiьЕlо ] зыявJI 'I ть призI Jаки ,гого иJI и иного вреN{ ени года, устаI { аI зJ1иRе,гъ I I ричиннослеJ{ сl l] енI { ые связи: осозгтат{ I lое отношlение вредFlых iI itr{ I ] oTtI I )I x I re обобцеI { I fое ко l] ceM 7I tиво] ,I iыN{ , lI оtI иN4а} I ие того. tI To бывает; I тре/ { с,гавJI ение о тиI I ичных эколоlических систеN,I ах (.Tlec, r луг, водоел,1); отlI ош] ение к че] lовеку, как к ccl] ccTBel{ I lor\ lY обr,ектч rlриl] одь] ; познавательгtыti интерес к природе l1 ее роJtи в iitизrlи LI eJI oReKa; экологLlLiеское сознание lla основе rI рI I родоведческих знаttий фак,горах окр\ .riаI оrцей средьi и г} / NI аI I I I ого отI I оI I I сЕия к природе. о *,z: с vFо" / )a1| | ; ,2 " |J L, 2 U * ч* = , / r,!, оэ,J ,2 а ! z j:* t Jчи | j::'" 9_tц!9 ^ .: rСэ" ^ о= о ! g l = ,= < . ч= '= < )ц :] 1ЦО Б(!] . '/ у .2 . ,)= J ' ] = i,. J л, = .= J ' : (), ,/ l! z D!с1 '= 23эх т ( ' = '' э _= 2Е) < ,iэ , 2. ! L = :. .. J 6:,aZ * : |. Z : .2 в a!л' 1, .* > ., _ ;= :l! U::" .)< \ ),,л с( ;a) t Ё ,2! = ., lf, ,) I сa 2 л :aФ* qJ . v J ' .J aлF aa а) э. i у t ч^ й . :l >. v |=J cJ > ., (, ? .J Д:r : a) aa. д Цl! L J с= ;Z. _= ,J * i, L ,) | ) a= > | л:' \ ' tЁа !Хъ .?,, a,J al п А о Lc с. с) .:с 2 r с) г !) л? ,1 a) Q а t= Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) | .,2 ;: х ', \о а .) 2'^ , '1 > ,: rFгй F Г. :1 ý: :лс , сa c.j о () Ф р iG 0) \э ,_| ч1, Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)