23.03.2020
Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации, игра способствует развитию интеллектуальных физических, и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок к учебной мотивации и обеспечение социальной успешности ребенка. При взаимосвязи полноценного развития ребенка: чувствовать-познавать-творить, гармонично вписываются в естественное его развитие, в котором игровая деятельность для дошкольника является способом познания окружающей действительности, предметов и объектов природы, а также развлечением, в котором ребенок проявляет свою фантазию.
Перед сегодняшним миром стоит важная проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных дошкольников. Нынешнее юное поколение детей играют не в совсем «правильные» игры и игрушки, которые не всегда содержат в себе необходимую психолого-педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели. Игры, применяемые в условиях ДО, которые использовали в практике воспитатели, теперь требуют изменения и дополнения.
Агрессивность окружающей ребенка среды (роботы, монстры, всевозможные куклы и т. д.) может привести к кризису игровой культуры. Задача современного родителя - умение ориентироваться в мире "новомодных" игр и игрушек, помогая дошкольнику играть с пользой для него, уделяя внимание нетрадиционным дидактическим, развивающим и компьютерным играм, тем самым способствуя адекватной социализации ребенка.
Развитию интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, формированию предпосылок к учебной деятельности способствуют такие игры, как: игры Воскобовича, логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, а также всевозможные игровые технологии.
Главное назначение этих игр - правильное развитие дошкольника, выявление в нем заложенности и внесение коррекционной работы, направляя его на творческое развитие и поисковое поведение. В этих играх ребенку предлагается выбор фантазии для развития творческих способностей. Благодаря этим играм у дошкольника развиваются все психические процессы, мыслительные операции, которые способствуют развитию конструктивно-модельной деятельности, формируются математические представления. Все это предшествует к успешной готовности к школьному обучению.
Используя развивающие игры с детьми можно решить следующие задачи:
1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать пространственные представления, логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
4. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.
5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструктивно- модельной деятельности.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
7. Развивать психические процессы, связанные с речевой деятельностью.
Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально действенными, так как игра развивает психические процессы, внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то предметного результата. Играя по Воскобовичу, у дошкольников нет проблем со счетом и знанием форм геометрических фигур. Дети хорошо ориентируются на плоскости, большинство рано начинают читать.
Одним из эффективных средств, для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кьюзинером. Упражняться с палочками дети могут как индивидуально так и небольшими подгруппами. Если говорить о возможных вариантах использования палочек Кьюзинера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т. д. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми страдающими расстройствами аутического спектра. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
Быстрыми темпами развивается современное общество, всеобщая компьютеризация заставляют педагогов и родителей, по-иному смотреть на нынешнюю подготовку детей к обучению в школе. Чтобы наши дошколята уверенными шагами вошли в завтрашнюю школьную жизнь и прошли наиболее безболезненно социальную адаптацию, нужно ввести в понятие детей компьютерные игры. Правильно подобранные компьютерные игры с учётом возраста и направленности ребенка на новом уровне повышают интерес к занятиям, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала. Развивающие компьютерные игры способствуют развитию интеллекта сферы, моторики. В разнообразных играх детям необходимо научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, управлять "мышкой", что способствует развитию мелкой моторики рук.
За последние годы в связи с реализацией ФГОС в дошкольном образовании произошли существенные изменения. В ДОУ стали применяться различные современные игровые технологии, например, такие как квест-игры. Это одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка. Ребенок развивается как творческая личность, физически крепким, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Преимущественная задача квеста в том, что такая форма ООД ненавязчиво, в игровом виде способствует развитию познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
В заключение хочется сказать, что использование развивающих, нетрадиционных, дидактических и компьютерных игр показывает, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребенка. Скоро наши дошколята станут школьниками, и мы надеемся на благополучную адаптацию и социализацию их личности в условиях школы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2020
Дата обновления: 14.05.2020
Дата публикации: 23.03.2020