23.03.2020
Время: сутки, неделя, месяц, год.
Как известно, окружающий мир существует во времени и пространстве. Все жизненно важные процессы протекают за определенные промежутки времени. Мы воспринимаем время, соотнося его с определенными этапами и явлениями собственной жизни. Дети также воспринимают время опосредованно, умение различать временные промежутки формируется у них на основе личного опыта, выделения из обыденности постоянно повторяющихся явлений.
Система измерения времени построена так, что каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит частью последующей. Поэтому ознакомление детей со временем тоже требует определенной последовательности.
В младшем дошкольном возрасте у детей уже сформировано представление о таких промежутках времени, как утро, день, вечер, ночь. Поэтому имеет смысл уточнить и закрепить знания детей о частях суток, умение определять и называть их. Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить с чередованием суток и понятиями вчера, сегодня, завтра. Старших дошкольников уместно познакомить с календарем, днями недели, месяцами, годом. В этом вам помогут следующие игры.
Игры с цветными картинками.
Из серии цветных картинок, изображающих события повседневной жизни, выберите поэтапно те, которые относятся к утру, дню, вечеру и ночи (дети утром идут в школу, днем гуляют на улице, вечером смотрят в окно на зажигающиеся фонари, ночью ложатся спать и т. п.).
Составь рассказ.
Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким образом, мини-книжечку, автором которой будет ваш ребенок.
Игры с карточками.
Изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.
Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка – день: на ярко-синем фоне в верхней части листа – ярко-желтое солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды.
Описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку.
Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.
Сутки.
Когда ваш малыш четко усвоит названия частей суток, познакомьте его с самим понятием сутки. Слово сутки станет обобщающим названием для последовательности: утро, вечер, день, ночь. Необходимо пояснить, что сутки – это отрезок времени длиной в 24 часа, начинающийся и заканчивающийся в одно и то же время. То есть сутками называют последовательность времен суток, начиная с их любой части и заканчивая такой же частью. Это может быть последовательность: вечер, ночь, утро, день – до вечера; ночь, утро, день, вечер – до ночи и т. п. Разложите в необходимом порядке картинки с изображением времен суток, представив разные варианты суток.
Вчера, сегодня, завтра.
Объясняем значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие.
Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».
Неделя. Дни недели.
Ребенка среднего дошкольного возраста знакомим с определением недели. Запоминаем количество дней недели и их названия. Соотнесите дни недели с определенными событиями: в понедельник, первый день недели, после отдыха идем в детский сад; вторник, второй день недели, следует за понедельником.
По звучанию его название напоминает числительное второй. Среда, третий день, означает середину рабочей недели, средняя по порядку; четверг – четвертый, пятница – пятый день. Названия созвучны числительным. Пятница – день перед выходными и, наконец, суббота и воскресенье – выходные дни, дни интересного досуга и отдыха. Подарите малышу комплект одежды «неделька» из семи предметов на каждый день с яркими надписями.
Сказка
Расскажите малышу такую сказку: «Жила-была дружная семья. И было в этой семье семеро братьев и сестер. Ведь семья – это семь „я", семеро дружных родственников. Называлась эта семья – Неделя. Самого старшего брата звали Понедельник. Он родился самым первым, был самым взрослым и серьезным, начинал все важные для семьи дела и присматривал за остальными братьями и сестрами. Вторник был чуть помладше брата Понедельника, но всегда во всем помогал ему. Среднюю сестричку звали Среда. Она во всем слушалась старших братьев и заботилась о младших братьях и сестрах. Младшего брата звали Четверг, он появился на свет четвертым и был веселым и послушным, за все брался с охотой и все успевал в срок. Младшую сестру, пятую по счету в семье, звали Пятница, она была лучшей подругой и помощницей всем членам большой семьи. И были еще в семье маленькая сестричка Суббота и совсем маленький братик Воскресенье. Поскольку они были совсем крошками, они ничего особенного не делали, а только отдыхали, а все остальные братья и сестры баловали и развлекали их. Эта дружная семья здравствует и по сей день, а мы каждое утро встречаемся с ее знаменитыми братьями и сестрами».
Впоследствии ребенок может вместе с вами или сам сочинять подобные сказки на каждый день.
Знакомство с календарем
Дошкольников старшего возраста поэтапно знакомим с календарем.
Покажите ребенку различные виды календарей, объясните, как ими пользоваться. Используйте в дальнейшем отрывной календарь, дающий наглядное представление об уходящих днях, неделях, месяцах.
Коробка-календарь
В течение года вы можете проводить наблюдения за отрывным календарем. Изготовьте картонную коробку, в которой будет 18 ячеек, по размеру календарных листков (три ряда по 6 ячеек).
Наблюдения за календарем начните с 1 января. В ячейки нижнего ряда последовательно складывают листки с днями недели – по 7 в каждую. Одна ячейка нижнего ряда символизирует неделю. Когда месяц закончится, пересчитайте количество недель и общее количество дней и положите их в первую верхнюю ячейку верхнего ряда. 12 ячеек верхнего ряда будут символизировать 12 месяцев года.
Глядя на количество пустых и заполненных ячеек, ребенку легко сказать, сколько недель в этом месяце, сколько месяцев года прошло и сколько осталось, сколько месяцев в году вообще. Можно посчитать, сколько дней месяца прошло и сколько дней было в прошедшем месяце.
С отрывными листками календаря можно организовать и такие игры.
Пары
Выберите из стопки календарных листков по паре каждого дня недели (2 понедельника, 2 вторника и т. д.)
Пятерки
Выберите из стопки пять вторников, пятниц или других дней недели (число и месяц значения не имеют).
Какой день сегодня?
Найдите сегодняшнее число среди других листков.
Времена года
Прочитайте вместе с вашим ребенком сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Научите его разделять месяцы соответственно временам года: три зимних, три весенних, три летних и три осенних.
Предложите ребенку четыре разные цветные картинки с изображением зимы, весны, лета и осени. Пусть он разложит листки календаря по три стопки на каждую картинку.
Называйте малышу месяцы не по порядку. Пусть он выбирает и поднимает картинку, изображающую время года, к которому относится месяц.
Неделька
Соберите календарную неделю из разрозненных листов.
Желаем удачи!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2020
Дата обновления: 14.05.2020
Дата публикации: 23.03.2020