25.03.2020
Дидактические игры и упражнения, для развития фонематического слуха
Известный русский лингвист и методист писал: “Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике и поэтому ничто так непригодно для начального обучения, как она. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой легкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике”. (А.М.Пешковский “Методическое приложение к книге “Наш язык”.) Современная дидактика оставляет за ребёнком право на игру в школе и рассматривает её как один из показателей соответствия обучения возрастным особенностям учащихся.
Особенно уместны и даже необходимы игровые моменты в обучении шестилеток, т. к. становление учебной деятельности происходит при слаборазвитых произвольных процессах восприятия, памяти, внимания. Игровые моменты вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке.
Для закрепления умений различать словоразличительные качества согласных использую разнообразные игры со звуками.
“Найди пару”. Игровой материал: парные картинки (мышка - мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза - коса).
“Поймай звук”. Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль).
“Цветочный магазин” или “Собери букет”. Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика).
“Внимательные покупатели”. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на звук [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка). Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь.
“Зоопарк” Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно “расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка).
“Хоккей” Руки согнутые в локтях - “ворота”, “шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, “шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - “вратари”, другая - “судьи”, третья - “болельщики”. Они кричат: “Гол!” - если “шайба” попадает в ворота.
“Подбери слово”. Например, дана модель: Дети подбирают по ней слова. “Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку.
“Проверь работу Авосика”. Три схемы и три слова: репка, дыня, тыква (слова могут быть заданы картинками). Ребенок определяет, какой модели соответствует каждое слово, обнаружив ошибку и исправляет.
“Узнай и назови звук”, “Подбери слово со звуком»
После прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания:
- найдите и прочитайте слова, называющие действия;
- слова - имена
- найдите и прочитайте слово, соответствующее звуковой модели;
- отгадай загадку (отгадку дети находят среди прочитанных слов);
- измени слово по числу;
- назови признаки предмета;
- назовите лишнее слово в столбике
1) Прочитайте слова, состоящие из одного слога.
2) Прочитайте слова третьего столбика, найдите “лишнее”. Объясните.
3) Что называют слова “где”, “когда”? ( Предмет? Признак? Действие?)
4) Измени слова по числу: друг - (друзья), год - (года), радуга - ?; дни - (день), кудри - ?;
При изучении темы “Буквы З - С”.
Игра “Большой-маленький”.
Взрослый называет слово, а ребенок его “уменьшает” куст - (кустик), мост -…, костюм -…, самолет…:
Подбери к следующим словам признаки: сестра (какая?) (родная, двоюродная, заботливая), струна - (какая?) (тонкая, стальная, гитарная), костюм - (какой?) (нарядный, спортивный, вечерний, шерстяной), мост -…., самолёт-…,
- Подбери к словам слова- действия: (что делает?).
Самолёт (что делает?) летит, гудит,…
Плакса….(плачет)
Сорока…
Куст…
Костёр …
Сон …
- Подбери слово к заданной схеме
8. “Слог за слогом”.
Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например: бан – ка, ка-пус-та, Та-ня ……..
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2020
Дата обновления: 14.05.2020
Дата публикации: 25.03.2020