Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по словесной инструкции

14.05.2020

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по словесной инструкции

для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность

 

Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслу­шиваться в речь взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Лучше всего для этого подходят игры под общим названием «Внимательно слушай и точно выполняй» (варианты этих игр разработаны и апробированы Т.И. Бабаевой) и упражнения, построенные по принципу графического диктанта.

Основной смысл игр «Внимательно слушай и точно выпол­няй» заключается в том, что дети получают от воспитателя или ребенка, исполняющего роль ведущего, словесное задание-инструкцию и действуют в соответствии с ним. Задача участников игры — запомнить словесную инструкцию и точно ее выполнить.

Разнеси письма

На доске прикрепляются изображения разных домиков, это — город. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача — разнести письма точно по адресам.

Ребенок получает (в роли ведущего может быть и кто-то из старших членов семьи) задание, куда отнести письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью». Инструкция дается только один раз и уже не повторяется. Об этом детей предупреж­дают заранее. Ребенок направляется к городу, начинает искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо.

 

Воспитатель сопровождает действия ребенка словами: «Поч­тальон наш быстро шел, домик сразу он нашел», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет», «Почтальон совсем устал, в нуж­ный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разне­сет?», «Чтобы адрес не забыть — его надо повторить».

Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних инструкция сокращается, для других дается более раз­вернуто с большим количеством признаков.

 

Задания могут быть достаточно трудными, когда нужно доста­вить письмо с неполным адресом, при этом перечисляются от­дельные малозаметные признаки, поиск адресата затрудняется. Например: «дом, в котором живет бабушка, которая любит голу­бей», — на окне дома, где живет бабушка, любящая голубей, сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «дом, в котором ищут потерявшуюся собаку», — у дома, где ищут потерявшуюся собаку, стоит конура с оборванной веревкой и т.п. Таким образом, дети не только внимательно слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять содержание за­дания с реально воспринимаемой ситуацией.

   

Приказ командира

Это также один из вариантов игр «Внимательно слушай и точ­но выполняй».

Содержание игры заключается в том, чтобы передвигать фи­гурку солдата по полю в соответствии с командой. Игровое поле представляет собой большой квадрат, расчерченный на клетки (10x10). Отдельные клетки окрашиваются в красный и синий цвет. На одной из неокрашенных клеток располагается фигурка солдата.

В начале игры роль командира выполняет взрослый (когда дети освоят игру, взрослый передает свои функции командира кому-либо из них). Он вызывает дежурного солдата и отдает приказ, т.е. сообщает, как должна двигаться фигурка солдата по полю. Выслушав приказ, ребенок-солдат отвечает: «Есть» — и пов­торяет его вслух. Например: «Есть перейти на две клетки влево и затем на три клетки вниз».

Если в результате передвижения фигурка солдата попадает на окрашенную клетку, то в зависимости от ее цвета ребенок либо получает задание от остальных участников игры и выполняет его, либо получает право сам давать задание любому участнику игры (загадать загадку, спеть, выполнить упражнение и т.д.).

Иногда командир дает заведомо невыполнимое задание: на­пример, если ребенок передвинет фигурку на заданное количе­ство клеток, она выйдет за пределы поля. В процессе игры содер­жание команд может усложняться, могут быть введены дополни­тельные условия, например, солдат получает право не повторять приказ, а указать на любого ребенка, который должен повторить приказ. Все это способствует концентрации внимания на словес­ной инструкции, ребенок внимательно слушает взрослого, запо­минает, старается понять полученное задание и управлять своими действиями.

 

Графический диктант

«Графический диктант» моделирует ситуацию школьного дик­танта: взрослый дает пошаговую инструкцию, диктует последова­тельность графических действий, а ребенок выполняет их в тетра­ди. Содержанием графических диктантов могут быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование после­довательности условных знаков и т.п.

Например, взрослый предлагает детям рисовать узор в тетра­ди: «Сейчас мы будем рисовать узор. Поставьте карандаш на


красную точку (в тетрадях заранее проставляют необходимые для выполнения упражнения точки-ориентиры). Внимание! Проведи­те линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от бума­ги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две клеточки, теперь вправо на одну клеточку..., а теперь продол­жите этот узор до конца строчки».

Такие упражнения учат детей слушать педагога и выполнять его инструкции, развивают способность управлять своей деятельнос­тью в соответствии с поставленной задачей, формирует графиче­ский навык, зрительный анализ, пространственные представления.

  Хочу такой сайт

Развитие способности контролировать и оценивать свои действия

На фабрикеХочу такой сайт

На обувной фабрике шьют тапочки, их нужно быстро подо­брать по парам и разложить по соответствующим коробкам.

Для, игры заранее из плотной бумаги изготавливают тапочки разных размеров и с разными узорами. Тапочки перемешивают между собой и предлагают ребенку сортировать продукцию. При этом он ориентируется на несколько признаков: размер тапочки, точное совпадение узоров пары.

В начале игры взрослый объясняет рациональный способ сор­тировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковые по размеру, затем из них подобрать пары, одинаковые по узору и проверить соответствие правой и левой ноге.

В зависимости от индивидуальных особенностей внимания и навыков самоконтроля могут быть использованы разные по сложности задания:

- подбор пар при контрастных различиях в размерах и узорах;

- подбор пар при незначительных различиях в размерах и узо­рах (узоры отличаются только отдельными деталями);

— подбор пар, требующий подетального сравнения сложного узора.

Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и бо­лее штук. При этом в каждом наборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру или узору тапочки (две левых, две правых). Это способствует концентрации внимания и обеспечивает осозна­ние контрольных действий, выполняемых ребенком.

После того как пары будут подобраны, дети раскладывают та­почки в соответствующие по размеру коробки (кладут на цветные прямоугольники разных размеров). Предварительно нужно поза­ботиться о том, чтобы не было полного соответствия коробок и тапочек но размеру и количеству. Наличие лишних и не подхо­дящих по размеру коробок стимулирует более внимательное и осоз­нанное выполнение задания, так как дети, формально принявшие условия игры, считают, что главное — заполнить все коробки.

Варежки

Это один из вариантов игры «Контролер». По ее условиям детям надо помочь найти пары одинаковых варежек, которые перепутал озорной щенок, пока они занимались на уроке. Здесь так же, как и в предыдущей игре, происходит подбор по нескольким признакам: размер, узор и наличие варежек на правую и левую руки.

Магазин спортивной одежды

Это более сложный вариант игры «Контролер». Детям необхо­димо разложить по пакетам и полкам спортивные комплекты: шапочку, шарф и варежки с одинаковыми узорами. Подбор осу­ществляется по нескольким признакам: соответствие узоров, раз­меров, наличие пары у варежек.

Вариант игры, когда в готовых комплектах намеренно допущены ошибки в подборе соответствующих предметов. Дети-контролеры, получив готовые комплекты, обнаруживают ошибки и исправляют их.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.05.2020

Дата обновления: 14.05.2020

Дата публикации: 14.05.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89288781716

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».