14.05.2020
Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по словесной инструкции
для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность
Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Лучше всего для этого подходят игры под общим названием «Внимательно слушай и точно выполняй» (варианты этих игр разработаны и апробированы Т.И. Бабаевой) и упражнения, построенные по принципу графического диктанта.
Основной смысл игр «Внимательно слушай и точно выполняй» заключается в том, что дети получают от воспитателя или ребенка, исполняющего роль ведущего, словесное задание-инструкцию и действуют в соответствии с ним. Задача участников игры — запомнить словесную инструкцию и точно ее выполнить.
Разнеси письма
На доске прикрепляются изображения разных домиков, это — город. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача — разнести письма точно по адресам.
Ребенок получает (в роли ведущего может быть и кто-то из старших членов семьи) задание, куда отнести письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью». Инструкция дается только один раз и уже не повторяется. Об этом детей предупреждают заранее. Ребенок направляется к городу, начинает искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо.
Воспитатель сопровождает действия ребенка словами: «Почтальон наш быстро шел, домик сразу он нашел», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет», «Почтальон совсем устал, в нужный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разнесет?», «Чтобы адрес не забыть — его надо повторить».
Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних инструкция сокращается, для других дается более развернуто с большим количеством признаков.
Задания могут быть достаточно трудными, когда нужно доставить письмо с неполным адресом, при этом перечисляются отдельные малозаметные признаки, поиск адресата затрудняется. Например: «дом, в котором живет бабушка, которая любит голубей», — на окне дома, где живет бабушка, любящая голубей, сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «дом, в котором ищут потерявшуюся собаку», — у дома, где ищут потерявшуюся собаку, стоит конура с оборванной веревкой и т.п. Таким образом, дети не только внимательно слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять содержание задания с реально воспринимаемой ситуацией.
Приказ командира
Это также один из вариантов игр «Внимательно слушай и точно выполняй».
Содержание игры заключается в том, чтобы передвигать фигурку солдата по полю в соответствии с командой. Игровое поле представляет собой большой квадрат, расчерченный на клетки (10x10). Отдельные клетки окрашиваются в красный и синий цвет. На одной из неокрашенных клеток располагается фигурка солдата.
В начале игры роль командира выполняет взрослый (когда дети освоят игру, взрослый передает свои функции командира кому-либо из них). Он вызывает дежурного солдата и отдает приказ, т.е. сообщает, как должна двигаться фигурка солдата по полю. Выслушав приказ, ребенок-солдат отвечает: «Есть» — и повторяет его вслух. Например: «Есть перейти на две клетки влево и затем на три клетки вниз».
Если в результате передвижения фигурка солдата попадает на окрашенную клетку, то в зависимости от ее цвета ребенок либо получает задание от остальных участников игры и выполняет его, либо получает право сам давать задание любому участнику игры (загадать загадку, спеть, выполнить упражнение и т.д.).
Иногда командир дает заведомо невыполнимое задание: например, если ребенок передвинет фигурку на заданное количество клеток, она выйдет за пределы поля. В процессе игры содержание команд может усложняться, могут быть введены дополнительные условия, например, солдат получает право не повторять приказ, а указать на любого ребенка, который должен повторить приказ. Все это способствует концентрации внимания на словесной инструкции, ребенок внимательно слушает взрослого, запоминает, старается понять полученное задание и управлять своими действиями.
Графический диктант
«Графический диктант» моделирует ситуацию школьного диктанта: взрослый дает пошаговую инструкцию, диктует последовательность графических действий, а ребенок выполняет их в тетради. Содержанием графических диктантов могут быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование последовательности условных знаков и т.п.
Например, взрослый предлагает детям рисовать узор в тетради: «Сейчас мы будем рисовать узор. Поставьте карандаш на
красную точку (в тетрадях заранее проставляют необходимые для выполнения упражнения точки-ориентиры). Внимание! Проведите линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от бумаги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две клеточки, теперь вправо на одну клеточку..., а теперь продолжите этот узор до конца строчки».
Такие упражнения учат детей слушать педагога и выполнять его инструкции, развивают способность управлять своей деятельностью в соответствии с поставленной задачей, формирует графический навык, зрительный анализ, пространственные представления.
Развитие способности контролировать и оценивать свои действия
На обувной фабрике шьют тапочки, их нужно быстро подобрать по парам и разложить по соответствующим коробкам.
Для, игры заранее из плотной бумаги изготавливают тапочки разных размеров и с разными узорами. Тапочки перемешивают между собой и предлагают ребенку сортировать продукцию. При этом он ориентируется на несколько признаков: размер тапочки, точное совпадение узоров пары.
В начале игры взрослый объясняет рациональный способ сортировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковые по размеру, затем из них подобрать пары, одинаковые по узору и проверить соответствие правой и левой ноге.
В зависимости от индивидуальных особенностей внимания и навыков самоконтроля могут быть использованы разные по сложности задания:
- подбор пар при контрастных различиях в размерах и узорах;
- подбор пар при незначительных различиях в размерах и узорах (узоры отличаются только отдельными деталями);
— подбор пар, требующий подетального сравнения сложного узора.
Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и более штук. При этом в каждом наборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру или узору тапочки (две левых, две правых). Это способствует концентрации внимания и обеспечивает осознание контрольных действий, выполняемых ребенком.
После того как пары будут подобраны, дети раскладывают тапочки в соответствующие по размеру коробки (кладут на цветные прямоугольники разных размеров). Предварительно нужно позаботиться о том, чтобы не было полного соответствия коробок и тапочек но размеру и количеству. Наличие лишних и не подходящих по размеру коробок стимулирует более внимательное и осознанное выполнение задания, так как дети, формально принявшие условия игры, считают, что главное — заполнить все коробки.
Варежки
Это один из вариантов игры «Контролер». По ее условиям детям надо помочь найти пары одинаковых варежек, которые перепутал озорной щенок, пока они занимались на уроке. Здесь так же, как и в предыдущей игре, происходит подбор по нескольким признакам: размер, узор и наличие варежек на правую и левую руки.
Магазин спортивной одежды
Это более сложный вариант игры «Контролер». Детям необходимо разложить по пакетам и полкам спортивные комплекты: шапочку, шарф и варежки с одинаковыми узорами. Подбор осуществляется по нескольким признакам: соответствие узоров, размеров, наличие пары у варежек.
Вариант игры, когда в готовых комплектах намеренно допущены ошибки в подборе соответствующих предметов. Дети-контролеры, получив готовые комплекты, обнаруживают ошибки и исправляют их.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2020
Дата обновления: 14.05.2020
Дата публикации: 14.05.2020