06.05.2020
Плоскостопие.
Профилактика и лечение у детей дошкольного возраста.
Не секрет, что у многих детей дошкольников имеются различные деформации опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, деформации нижних конечностей). Негативные изменения в развитии
мышечно-связочного аппарата могут привести к таким тяжёлым последствиям, как опущение желудка, почек, кишечника. В нашем детском саду ведётся работа по своевременной профилактике нарушений ОДА, что способствует укреплению здоровья воспитанников и формирования полноценной личности. Наши педагоги совместно с медицинским персоналом и инструктором физической культуры проводят оздоровительные мероприятия с детьми. Анализ медицинских карт и обследования наших детей показали, что среди наших воспитанников чаще встречается диагноз с различными деформациями ОДА, а именно плоскостопие.
Плоскостопие— деформация стоп, вызванная уменьшением высоты свода. Первопричина большинства заболеваний ног и позвоночника — нарушенная биомеханика стоп. Развитие плоскостопия в детском возрасте часто связана с неправильной походкой, слабостью мышц и связок стоп.
Особенности детской стопы:
-она более короткая;
-в пяточной области сужена;
-пальцы расходятся;
-сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы;
-дети при ходьбе часто ставят стопу неправильно, не на всю подошвенную поверхность, а на её наружный край;
-детская стопа менее приспособлена к прыжкам.
Задачи, поставленные на ЛФК:
-нормализовать двигательную сферу;
-повысить выносливость мышц нижних конечностей и суставно-связочного аппарата стоп;
-работоспособность и сопротивляемость к неблагоприятным факторам;
-улучшить крово- и лимфообращение и обменные процессы в тканях.
Специальные задачи:
-исправлять деформацию стоп;
-восстанавливать правильную постановку стоп и правильное положение всего тела при ходьбе и стоянии.
В начале курса используются не только специальные упражнения для стоп и голени, а также общеразвивающие для всех групп мышц с упражнениями в расслаблении.
В основном периоде курса лечебной физкультуры достигаем коррекции положения стопы и закрепляем его.
Используем упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличением общей нагрузки, сопротивлением, увеличением статической нагрузки на стопы и упражнения с предметами.
Для закрепления коррекции применяем специальные виды ходьбы
(на пятках, на носках, внешней и внутренней сторонах стопы).Для их усиления используем специальные пособия- ребристые доски, лесенки, подвижные игры при плоскостопии и массаж нижних конечностей и спины.
Рекомендации родителям по профилактическим мероприятиям.
Эти мероприятия полезны не только детям, но и взрослым.
Это: ходьба босиком по мягкой рыхлой почве, песку, ковру из еловых иголок, по неровной поверхностей, таких, как галька и гравий;
контрастные ванночки,
массаж стоп,
ношение ортопедической обуви или стелек.
При этом активируются все биологически активные точки стопы, активно формируются своды, укрепляются мышцы.
Игры для детей на укрепление и формирование мышц
стопы и голени для детей 4 – 5 лет.
«Подарки»
Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят.
Принесли мы вам подарки,
Кто захочет, тот возьмет,
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
С окончанием слов останавливаются, стоящий в кругу называет подарок, который хочет получить. Если называет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Дети выполняют движения под слова:
Скачет конь к нам, чок, чок, чок,
Слышен быстрый топот ног.
(Бег по кругу, высоко поднимая колени, руки вытянуты вперед, корпус слегка наклоняется назад)
Кукла, кукла попляши,
Красной лентой помаши.
(Пляшут под музыку)
Вот как кружится волчок –
Пожужжал и на пол лег.
(кружатся на месте и присаживаются)
Самолет летит, летит,
(Бегают по кругу, разведя руки в стороны.)
Стоящий в кругу выбирает себе подарок из детей, которые красиво и правильно выполняют задания. Выбранный становится водящим.
Правило:действовать в соответствии с игровым образом.
«Через ручеек» («Не замочи ног»)
На площадке выкладывают из шишек, мешочков, палок ручеек. В лесу или на лугу можно использовать узенькую тропинку (шириной 20-30 см). дети встают к ручейку и по сигналу перепрыгивают его, отталкиваясь двумя ногами, по сигналу «домой», расходятся по площадке.
Если дети хорошо справляются, то расстояние (ширина ручейка) увеличивается до 30-40 см.
Правило: отталкиваться одновременно двумя ногами, приземляться также мягко на обе ноги; кто оступился, остается в ручейке на 1-2 повторения.
Примечание: сделать еще один широкий ручеек (40-50см) для тех, кто справился с предыдущим заданием.
«Паучки»
Цель: закреплять умение лазать по гимнастической стенке; укреплять мышцы, суставы, связки нижних конечностей; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма.
Оборудование: гимнастическая стенка, маты.
Примечание: в ходе игры дети при влезании на гимнастическую стенку и слезании с нее не спешат, не пропускают перекладин, наступают на них серединой стопы; сохраняют правильный хват кистями – четыре пальца сверху, большой – снизу; при спуске доходят до последней перекладины и осторожно сходят на пол.
Ведущий: паучки очень проворны, они умеют быстро передвигаться по паутине.
«Десять ног, десять рук,
Кружева плетет паук.
Клонит шляпу мухомор:
«До чего ж хорош узор!» (Дж. Чуяно)
По указанию взрослого 4-6 детей подходят к секциям гимнастической стенки. Ведущий и остальные дети говорят: «Паук, паучок! Повесь сети на сучок!» Вызванные дети не спеша поднимаются по гимнастической стенке вверх, стараясь использовать чередующий шаг, а затем слезают.
«Рано утром паучок сеть повесил на сучок.
Сеть повесил – и молчок: ловит муху паучок» (В. Степанов)
Загадка: «Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк». «Из тонких нитей сплел ловушку, сидит и поджидает мушку»
«Петух»
Цель: укреплять мышцы и связки стопы и голени; формировать умение шагать, высоко поднимая ноги; способствовать развитию равновесия; закреплять умение сохранять дистанцию при передвижении; приобщать детей к малым фольклорным жанрам.
Оборудование: ободки с петушиными гребешками или шапочки.
Примечание: в ходе игры дети действуют по сигналу взрослого, при ходьбе высоко поднимая колени и вытягивая носки, шагают ритмично, сохраняя при этом дистанцию.
Ведущий: «Трух-тух-тух!
Трух-трух-тух!
Ходит по двору петух!
Дети ритмично ходят по площадке в разных направлениях, высоко поднимая колени, руки на поясе.
Петушок, петушок.
Останавливаются.
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок.
Через лес за реку покричи…
Взмахивают руками – «крыльями2 в стороны вверх и кричит: «Ку-ка -ре-ку!»
Ведущий: «Не всадник, а со шпорами, кафтан его – с узорами. Не проспит, не позабудет, на рассвете всех разбудит»
«Идет петушок, красный гребешок, хвост с узорами, сапоги со шпорами, двойная бородка, чистая походка. Рано утром встает, звонко песенки поет».
«Цветы и бабочки»
Цель: закреплять умение бегать в разных направлениях; развивать быстроту, ловкость, равновесие; укреплять мышцы и связки стопы и голени; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма; воспитывать доброжелательность.
Оборудование: обручи малого диаметра, ободки с бабочками или карнавальные крылышки бабочек.
Примечание: в ходе игры дети действуют по сигналу взрослого, стоят на обруче в заданной позе; бегают на носках и кружатся, не наступая в обручи и не наталкиваясь друг на друга, при этом выполняют движения красиво, выразительно.
***
На площадке с интервалом 1м расположены обручи малого диаметра – «цветы». Дети – «бабочки» - встают на край обруча с опорой об пол пятками и пальцами так, чтобы край обруча был точно под серединой стопы. Под музыку (сигнал для начала бега) они начинают на носках по площадке между обручами, взмахивая рук имитируют движения крыльев бабочек, кружатся, танцуют. Внезапно музыка обрывается, «бабочки» садятся на «цветы» - встают на край любого близлежащего обруча и приседают.
Возможны различные варианты этой игры. Так, число обручей может быть меньше, чем игроков, и дети говорят игроку, оставшемуся без обруча6 «Аня, Аня не зевай, свой цветочек выбирай!» На первую, быструю часть мелодии дети бегают на носках между обручами, на вторую, медленную – встают на край любого близлежащего обруча - «цветочка» и ходят по нему приставными шагами. В игре можно использовать обручи большого диаметра, в этом случае один обруч могу занимать двое или трое детей, и цветовые ориентиры – ободки с бабочками либо карнавальные крылышки бабочек трех основных цветов. Например, белого, желтого, розового. Также можно попросить игроков занимать обручи соответствующего цвета.
«Дружные ножки»
Цель: укреплять мышцы. суставы и связки нижних конечностей; формировать своды стопы, развивать ловкость; воспитывать целеустремленность, настойчивость.
Оборудование: обручи малого диаметра.
Примечание: в ходе игры дети действуют по сигналу взрослого. Выигрывает та пара игроков, которая дольше других может удерживать обруч.
***
И. п.: сидя, согнув ноги, лицом друг к другу, руки в упоре сзади, обруч впереди на полу, пальцы ног обхватывают обруч. По сигналу «Дружно обруч поднимаем, мышцы стоп мы упражняем!» дети в парах поднимают обруч и удерживают его как можно дольше. Возможны различные варианты этой игры. Так, упражнение выполняется в тройках (четверках) с обручами большого диаметра. Можно использовать музыкальное сопровождение
Эта игра проводится с детьми от 5 до 7 лет.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2020
Дата обновления: 14.05.2020
Дата публикации: 06.05.2020